Главная > Новости разное / Плавание / ХОККЕЙ / Спорт / Многоборье / ТЕННИС / ИНТЕРВЬЮ / Другие виды спорта / ВЕЛОСПОРТ / ТРАНСФЕРЫ / ЛИГА ЧЕМПИОНОВ / Игровые виды спорта / Коньки / МОЛОДЕЖНОЕ ПЕРВЕНСТВО / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ЕВРОПА / Формула-1 > С трибун ему кричали: «Мочи коммуняку!» Как сбежал в НХЛ первый советский хоккеист - «Спецпроекты»

С трибун ему кричали: «Мочи коммуняку!» Как сбежал в НХЛ первый советский хоккеист - «Спецпроекты»


14-10-2021, 10:02. Разместил: Аристарх

Два фиктивных брака, обвинения в «красной угрозе» и три игры в составе «Лос-Анджелес Кингз»… «Плеймейкер» рассказывает увлекательную историю хоккеиста Виктора Нечаева, который первым из русских попробовал на вкус НХЛ.


Всех передушить и трахнуть


16 октября 1982 года «Лос-Анджелес Кингз» приехал в Нью-Йорк на очередной матч сезона против «Айлендерс». И тут случилось невероятное: на стадионе Nassau Coliseum диктор, объявляя составы команд, впервые назвал имя русского игрока. Им стал Виктор Нечаев – форвард «Кингз», хоккеист, о котором у него на родине, в СССР, слышали только самые заядлые любители хоккея.


В том матче, который гости из Лос-Анджелеса проиграли со счетом 1:4, Нечаев ничем не отличился. Во втором, против «Рейнджерс» — забил одну шайбу. А в третьем – против «Нью-Джерси» провел на льду всего 40 секунд и навсегда распрощался с главной хоккейной лигой мира.



«Профнепригодность», — так объяснили это тренеры «Кингз». Сам Нечаев был не согласен с этой формулировкой. Даже много лет спустя на вопрос «Каково было в НХЛ?» он отвечал, что по сравнению с уровнем советского хоккея «все это несерьезно».



«Бей, беги, лупи и добивай — вот и весь их хоккей, — объяснял он. — Например, у «Кингз» тренером был Дон Перри, бывший тафгай. Отыграл в НХЛ лет десять и забросил одну шайбу. Только драться умел. И установки были соответствующие: «Всех задавить, передушить и трахнуть…»


Черная рука КГБ


Виктор Нечаев впервые увидел заграницу еще в 1972 году – когда в составе юношеской сборной СССР приехал в Хельсинки. В последний день хоккеистам дали два часа – «отовариться». Нечаев пошел по магазинам вместе с местной переводчицей. Та даже добавила ему шесть марок, когда в магазине грамзаписи хоккеист выбрал себе две пластинки – своих денег на покупку ему не хватило. «Потом на вокзале попрощались, и все… А, доехав до Новосибирска, услышал от тренера: «Ну что, Витек? Как финка?» Я был поражен — не представлял, что КГБ работает так ловко», — говорил Нечаев в интервью «Спорт-Экспрессу».


После этого хоккеист еще несколько раз ездил за границу. Но, по его словам, от сборной его все чаще «отцепляли». А вскоре пошла прахом и клубная карьера. Нечаев успел недолго поиграть в ленинградском СКА, но в 1979 году его, как говорил он сам, «выбросили на улицу». Виной была все та же давняя история с финкой, после которой в КГБ на Нечаева завели дело с пометкой «Склонен к контактам с иностранцами». О большом хоккее ему пришлось забыть.


«Меня выгнали в 25 лет, когда я только-только разыгрался. Дали понять, что я в черном списке… После этого я и принял решение уехать из страны», -говорил хоккеист, который после СКА провел несколько лет, кочуя по клубам первой и второй лиг. Он выступал в Ташкенте за «Бинокор», в Череповце за «Металлург», и в Ленинграде за «Ижорец». «Поехал халтурить, — как объяснял он в интервью «Советскому спорту». — Ведь надо было на что-то жить».


Фото: соцсети

Два брака, две судьбы


Одним из способов легально уехать из России была женитьба на иностранке. Нечаев сделал «первый заход» в брак в начале 80-х — он фиктивно женился на еврейке, надеясь получить право на выезд в Израиль. Оказалось, однако, что для земли обетованной мало просто печати в паспорте – нужно прожить с супругой не меньше двух лет, желательно иметь общего ребенка. Нечаев всего этого не знал. А когда узнал – развелся и, по его собственным словам, «сжег паспорт»: чтобы взамен органы выдали чистый. «Я начал работать над другим проектом – иностранка», — говорил он. Такая вскоре нашлась: гражданка США Шэрол Хэйглер.


«Как нас знакомили — целое кино, — рассказывал Нечаев журналистам историю своего второго фиктивного брака. — Я хоронился где-то в Черемушках на квартире у диссидентов, братьев Пинчуков. Те выпивали и рубились в шахматы. А я дожидался самолета с Шэрол. Потом звонок — она в «Интуристе»… Легенду для нее сочинил такую: если не поможет уехать, меня отправят в Афганистан. Сработало. Дальше стал оплачивать ее приезды в СССР, а уже в Америке заплатил Шэрол пять тысяч долларов».


Для органов Нечаев и Хэйглер сочинили легенду о том, будто они познакомились еще в 70-х на хоккейном кубке в Швейцарии. Влюбились, встречались, Шэрол ездила к нему в Ленинград. Хоккеист говорил, что этой историей им удалось обвести вокруг пальца советских служащих, а вот в консульстве США не поверили, но помогли. «Они все антисоветское поддерживали», — резюмировал Нечаев, которому весной 1982 года все же удалось вылететь в США.


Вскоре, по приезде в Америку хоккеист написал заявление о расторжении брака. Спустя шесть месяцев суд автоматически развел «влюбленных». Как сложилась дальнейшая судьба его американской жены, Нечаев не интересовался.



Фото: соцсети

Не хоккей, но бойня


Русский хоккеист обосновался в Лос-Анджелесе. Ему было 28 лет. Последние три года он жил без большого спорта и, как говорил сам, о продолжении карьеры даже не мечтал. Однако Нечаеву помог случай.


Время от времени он ходил на каток, чтобы поддерживать форму – в числе тех людей, с которыми он гонял шайбу по вечерам, оказались бывшие профессионалы. Они удивились мастерству русского и свели его с Джорджем Магуайром, генеральным менеджером «Лос-Анджелес Кингз». Тот приехал, взглянул на Нечаева и сходу выделил ему восемь тысяч долларов на подготовку к тренировочным сборам. Вскоре, Нечаев приехал в лагерь – и на фоне других новичков, тоже сумел показать себя. Его зафрахтовали сначала в «Нью-Хэйвен», фарм-клуб «Кингз» во «второй» лиге АХЛ, а затем неожиданно выставили играть за основу – на трех памятных октябрьских играх в Нью-Йорке и Нью-Джерси.


Увы, этот дебют русского хоккеиста в НХЛ оказался одновременно и его лебединой песней. «В матче с «Нью-Джерси» я вышел секунд на сорок — и сел до конца игры. Позже узнал, что это классический энхаэловский расклад. Именно так «плавят» игроков, у которых заканчивается контракт», — рассказывал Нечаев журналисту «Спорт-Экспресса». Под «плавилкой» он понимал следующее: хоккеиста выпускают в каждом матче на полминуты. Когда же приходит время заключать новый договор, ему показывают статистику – забил ноль голов, ничем не отличился – после чего избавляются от игрока.


При этом хоккеист признавал, что, по незнанию местных правил, накосячил и сам — не согласился на предложенный контракт «Кингз» и попробовал «пробить» собственные условия.


Вскоре после дебюта в НХЛ Нечаева отправили обратно в фарм-клуб. А оттуда — спустили еще на одну лигу ниже, в ИХЛ. От этого места у него осталась масса воспоминаний: «Там не хоккей, а бойня. Русский для них был как красная тряпка. За мной гонялись ребята с криками: «Мочи комми!» Было ясно, что живым оттуда не уеду».


С трибун ему кричали: «Мочи коммуняку!» Как сбежал в НХЛ первый советский хоккеист - «Спецпроекты»
Виктор Нечаев в наши дни. Фото: ХК «Витязь»

Если Витя смог, то мы тоже…


После ИХЛ Нечаев еще один сезон отыграл в немецком «Дортмунде», а затем решил навсегда повесить коньки на гвоздь. Как оказалось, его жизнь после этого только началась. Вместе со своим другом Сержем Левиным, экс-режиссером Ленинградской киностудии, которого он знал еще по временам СКА, Нечаев построил бизнес. Они стали возить в США на гастроли русских артистов – «Ласковый май», Райкина, Пьеху. Позже именно Нечаев помогал перебираться в Америку другим русским хоккеистам. В их числе был, например, Павел Буре, с которым Нечаев работал десять лет и которому, якобы, тоже организовал для переезда фиктивный брак (Буре это отрицает).


Перейти в спортивный менеджмент Нечаеву, как водится, помог случай. Во время своего последнего хоккейного сезона в составе «Дортмунда» ему довелось сыграть против ЦСКА. «Я думал, ребятам запретят со мной общаться, но нет, — вспоминал он. — Полагаю, после той встречи в ЦСКА многие и начали всерьез задумываться об НХЛ. Решили: раз уж Витя Нечаев там сыграл, то нам-то сам Бог велел».


В конце концов, русский первопроходец в НХЛ оставил след даже в литературе. В своем романе «В поисках грустного бэби» его описал Василий Аксенов: «Однажды вечером, кажется на Эй-би-си, появился заголовок, от которого я просто ахнул: «Может ли Иван играть в хоккей?»… Гляньте-ка, какие чудеса, повествовал комментатор, приехал вот один тут «Иван», и оказалось, что он умеет играть в нашу игру. В невежестве своем комментатор, очевидно, и не слышал никогда о том, что русские уже много лет были чемпионами мира по хоккею… Вот, смотрите, господа, удивлялся комментатор, русский, а вон как скользит по льду и клюшкой орудует; где же это он научился, всем на удивление?..


Автор: Михаил Боков


Букмекерские коэффициенты на матчи с участием российских звезд современной НХЛ


Вернуться назад