Погружение в Пуччини. Какие программы приготовили фигуристы в олимпийском сезоне - «Фигурное катание» » НОВОСТИ СПОРТА

 →  Погружение в Пуччини. Какие программы приготовили фигуристы в олимпийском сезоне - «Фигурное катание»

Погружение в Пуччини. Какие программы приготовили фигуристы в олимпийском сезоне - «Фигурное катание»

Максим Ковтун

До старта очередного, олимпийского
сезона в мире фигурного катания – если
взять за точку отсчета серию
Challenger
– остается около трех месяцев. И как
раз сейчас фигуристы завершают работу
над постановками своих соревновательных
программ. Что же увидит вскоре широкая
публика?


Внимание: партизаны!



Очень интересно наблюдать за тем, как
те или иные спортсмены анонсируют свои
новинки. Кто-то сразу рапортует у себя
в твиттере или фейсбуке – мол, работали
с тем-то и тем-то, поставили то-то и то-то,
будет круто. Кто-то сдает информацию в
беседе с журналистами. Ну а некоторая
часть – прежде всего, танцоры, - темнят
до последнего, до самых осенних прокатов
(если речь идет о России). Словно от
позднего озвучивания данной информации
им добавят баллов на чемпионатах мира
и Европы.



Доходит до смешного. Помнится, в сезоне
2011/12 будущие олимпийские чемпионы в
команде Елена Ильиных и Никита Кацалапов
настолько засекретили свой произвольный
танец и музыку к нему, что первое время
катали его на публике под иное музыкальное
сопровождение. Видно, чтобы враги не
догадались. Позже оказалось, что
«секретная мелодия» - это «Ave Maria»
замечательного советского
композитора-мистификатора Владимира
Вавилова (с его легкой руки приписываемая
Джулио Каччини) в исполнении Томаса
Спенсера-Уортли. Но смысла засекречивания
так никто и не понял. А продвинутая
публика задалась вопросом: чего стоит
танец, если его можно безболезненно
катать под разные мелодии?



Весело было и в сезоне 1999/2000. Тогдашние
мировые лидеры в танцах на льду Марина
Анисина – Гвендаль Пейзера (Франция) и
Анжелика Крылова – Олег Овсянников
(Россия) темнили до последнего. А когда
открыли карты – выяснилось, что оба
дуэта взяли для произвольного танца
кантату Карла Орфа Carmina Burana... До очного
противопоставления постановок, впрочем,
так и не дошло: у Крыловой обострилась
травма спины, и российская пара экстренно
закончила любительскую карьеру.



Противоположный пример – ведущие
ученики Тамары Москвиной. Юко Кавагути
и Александр Смирнов взяли за правило
обкатывать на публике новые программы
еще задолго до контрольных прокатов.
Самый удобный вариант – в ходе различных
мастер-классов и показательных
выступлений, коими межсезонье в России
и ближнем зарубежье совсем не бедно.
Весь фидбэк тут же выслушивается,
перерабатывается и идет в дело.


Чужие среди своих



Зарубежные элитные спортсмены, не
стесненные в средствах, обычно пользуются
услугами топ-хореографов. Кто-то
приглашает гениального британца
Кристофера Дина, известного своим
штучными постановками высочайшего
уровня (с ним, к примеру, сейчас сотрудничают
Алена Савченко и Брюно Массо, выступающие
за Германию). Кто-то смотрит в сторону
канадки Лори Никол, успевающей в
межсезонье «окучить» не один десяток
фигуристов, прежде всего, в Китае и США.
Быстро, качественно, дорого. У Никол,
кстати, ставила свои нынешние программы
и итальянка Каролина Костнер, тренирующаяся
в Петербурге, у Алексея Мишина.



Российские тренеры потихоньку отказываются
от давней традиции обходиться своими
штатными хореографами или же мастерами
отечественной школы балета. К делу
теперь привлекают и вчерашних звезд, и
– иногда – даже действующих спортсменов
(так, нынешним летом в наших столицах
очень востребован узбекский одиночник
Миша Ге). Пример экс-чемпиона мира в
одиночном катании Джеффри Баттла,
двукратного победителя Чемпионата
четырех континентов в танцах на льду
Петра Чернышёва или его коллеги по
амплуа, вице-чемпиона Олимпиады-2002 Ильи
Авербуха доказывает перспективность
такого сотрудничества.



Авербух вновь, как и год назад, поставил
программы действующей чемпионке мира
Евгении Медведевой (отказав попутно
другим отечественным одиночницам). А
кроме этого – пытающемуся выправить
катящуюся под откос карьеру Максиму
Ковтуну. Чернышев, в свою очередь, помог
создать произвольный танец вице-чемпионам
России Александре Степановой – Ивану
Букину, а также обе программы действующим
чемпионам Европы в парном катании
Евгении Тарасовой – Владимиру Морозову
и перспективной одиночнице Марии
Сотсковой.



Немало работает с россиянами в этом
году итальянец Паскуале Камерленго,
муж Анжелики Крыловой. Он, в частности,
поставил короткую программу олимпийским
чемпионам в парном катании Ксении
Столбовой – Федору Климову, а также
бронзовому призеру ЧМ-2016 Анне Погорилой.



Не обошлось и без неожиданных коллабораций.
Так, профессор Алексей Мишин привлек к
работе с экс-чемпионкой мира Елизаветой
Туктамышевой 33-летнего венгерского
хореографа Адама Соля (Adam
Solya), ранее работавшего с
фигуристами Бельгии и Люксембурга.



Ну а более всего удивил всех Александр
Жулин, пригласив для постановки
произвольного танца своим подопечным
Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву
признанного мастера modern dance, народного
артиста Молдовы Раду Поклитару. Того
самого, который ставил в Большом театре
«Ромео и Джульетту», «Гамлета», «Палату
№6» и который способен справиться с
материалом любой эпохи и стилистики –
будь то Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио
Сальери, Дмитрий Шостакович, Жак Брель,
Горан Брегович или Арво Пярт. То, что
делает Поклитару в качестве балетмейстера,
- достойно безграничного восхищения
(найдите на youtube хотя бы его «Сарабанду»
на музыку Генделя). Но насколько ему
удастся передать свои умения Бобровой
и Соловьеву, всю жизнь плывшим в русле
традиционной ледовой хореографии и не
замеченным в тяге к авангарду, –
большой-большой вопрос. Если получится
– это будет колоссальный прорыв для
российских танцев на льду.



В то же время, танцоры Виктория Синицина
и Никита Кацалапов прибегли к услугам
своего нового штатного хореографа
Сергея Петухова. Произвольный танец
поставлен на музыку Сергея Рахманинова
(концерт № 2 для фортепиано и «Вокализ»).
А их ближайшие конкуренты, Александра
Степанова – Иван Букин над коротким
танцем (самба и румба) тоже поработали
под руководством «своего человека» -
Ирины Жук.


Пора возвращаться



Вот мы и подошли, наконец, к животрепещущему
вопросу: а что нынче ставят-то? Как
выясняется, многие одиночники оставляют
прошлогодние программы. Многие –
возвращаются к программам прежних лет.
Логика проста. Сегодня, когда битва за
золото ведется на космических высотах
– с обилием четверных прыжков, требующих
больших физических усилий и максимальной
концентрации, есть резон думать, прежде
всего, об удобстве программ, а не об их
творческой составляющей. Чтобы не сильно
отвлекаться на то, что именно ты катаешь.
Если ты сделаешь в произвольной программе
три четверных и навернешься еще с двух
– никого не будет волновать то, насколько
точно вписаны в музыку твои движения.
Тем более, что сезон – олимпийский, и
цена любой ошибки возрастает четырехкратно.



Пример подали великие из великих.
Олимпийский чемпион Юзуру Ханю для
короткой программы достал из загашника
«Балладу № 1» Шопена, уже использованную
двумя сезонами раньше. Правда, расстановка
шагов и прыжковый набор точно будут
другими. Двукратный чемпион мира Хавьер
Фернандес в короткой программе вернется
к музыке Чарли Чаплина (образца 2012/13).
Вице-чемпион мира Сёма Уно вновь, как и
пару лет назад, взял для произвольной
программы фрагменты из оперы Джакомо
Пуччини «Турандот». Как тут упрекнуть
других, решивших идти тем же путем?



Вообще, выбор музыки для программ –
дело непростое, если подходить к процессу
со всей серьезностью, а не тасовать
содержимое условного CD-диска «Главные
хиты ХХ века». Иные тренеры и хореографы
ночами не спят, пытаясь отыскать своим
подопечным что-нибудь незаезженное.
Так, в репертуаре экс-чемпионки мира
Елизаветы Туктамышевой появилось танго
«Синяя рапсодия» Оскара Строка в
исполнении Петра Лещенко. Китайская
спортивная пара Чэн Пэн - Ян Цзинь,
обратившись к национальным корням,
выбрала для произвольной программы
скрипичный концерт Butterfly Lovers композиторов
Чэнь Ган и Хэ Чжаньхао. А их
конкуренты-итальянцы остановились на
не самой знаменитой сюите Tree of Life своего
соотечественника-неоклассика Роберто
Каччапальи.



Есть и те, кто перелопачивает свежайшие
шедевры мирового кинематографа. Временами
получается забавно. В сезонах 2001-2003
фигурное сообщество отчаянно болело
мелодией Клинта Мэнселла из «Реквиема
по мечте», в 2013-2014 гг. – музыкой из фильма
«Артист» Людовика Бурсе, а пару лет
назад многих накрыло творчеством
Александра Деспла («Гранд Отель Будапешт»,
«Игра в имитацию»). Нынешний сезон явно
пройдет под знаком оскароносного мюзикла
La La Land (композитор Джастин Гурвиц), Его
фрагменты уже точно будут использованы
в программах Кристины Астаховой –
Алексея Рогонова, Мэдисон Чок – Эвана
Бейтса и Эшли Вагнер. И есть сильное
ощущение, что это далеко не предел...


Максим Ковтун До старта очередного, олимпийского сезона в мире фигурного катания – если взять за точку отсчета серию Challenger – остается около трех месяцев. И как раз сейчас фигуристы завершают работу над постановками своих соревновательных программ. Что же увидит вскоре широкая публика? Внимание: партизаны! Очень интересно наблюдать за тем, как те или иные спортсмены анонсируют свои новинки. Кто-то сразу рапортует у себя в твиттере или фейсбуке – мол, работали с тем-то и тем-то, поставили то-то и то-то, будет круто. Кто-то сдает информацию в беседе с журналистами. Ну а некоторая часть – прежде всего, танцоры, - темнят до последнего, до самых осенних прокатов (если речь идет о России). Словно от позднего озвучивания данной информации им добавят баллов на чемпионатах мира и Европы. Доходит до смешного. Помнится, в сезоне 2011/12 будущие олимпийские чемпионы в команде Елена Ильиных и Никита Кацалапов настолько засекретили свой произвольный танец и музыку к нему, что первое время катали его на публике под иное музыкальное сопровождение. Видно, чтобы враги не догадались. Позже оказалось, что «секретная мелодия» - это «Ave Maria» замечательного советского композитора-мистификатора Владимира Вавилова (с его легкой руки приписываемая Джулио Каччини) в исполнении Томаса Спенсера-Уортли. Но смысла засекречивания так никто и не понял. А продвинутая публика задалась вопросом: чего стоит танец, если его можно безболезненно катать под разные мелодии? Весело было и в сезоне 1999/2000. Тогдашние мировые лидеры в танцах на льду Марина Анисина – Гвендаль Пейзера (Франция) и Анжелика Крылова – Олег Овсянников (Россия) темнили до последнего. А когда открыли карты – выяснилось, что оба дуэта взяли для произвольного танца кантату Карла Орфа Carmina Burana. До очного противопоставления постановок, впрочем, так и не дошло: у Крыловой обострилась травма спины, и российская пара экстренно закончила любительскую карьеру. Противоположный пример – ведущие ученики Тамары Москвиной. Юко Кавагути и Александр Смирнов взяли за правило обкатывать на публике новые программы еще задолго до контрольных прокатов. Самый удобный вариант – в ходе различных мастер-классов и показательных выступлений, коими межсезонье в России и ближнем зарубежье совсем не бедно. Весь фидбэк тут же выслушивается, перерабатывается и идет в дело. Чужие среди своих Зарубежные элитные спортсмены, не стесненные в средствах, обычно пользуются услугами топ-хореографов. Кто-то приглашает гениального британца Кристофера Дина, известного своим штучными постановками высочайшего уровня (с ним, к примеру, сейчас сотрудничают Алена Савченко и Брюно Массо, выступающие за Германию). Кто-то смотрит в сторону канадки Лори Никол, успевающей в межсезонье «окучить» не один десяток фигуристов, прежде всего, в Китае и США. Быстро, качественно, дорого. У Никол, кстати, ставила свои нынешние программы и итальянка Каролина Костнер, тренирующаяся в Петербурге, у Алексея Мишина. Российские тренеры потихоньку отказываются от давней традиции обходиться своими штатными хореографами или же мастерами отечественной школы балета. К делу теперь привлекают и вчерашних звезд, и – иногда – даже действующих спортсменов (так, нынешним летом в наших столицах очень востребован узбекский одиночник Миша Ге). Пример экс-чемпиона мира в одиночном катании Джеффри Баттла, двукратного победителя Чемпионата четырех континентов в танцах на льду Петра Чернышёва или его коллеги по амплуа, вице-чемпиона Олимпиады-2002 Ильи Авербуха доказывает перспективность такого сотрудничества. Авербух вновь, как и год назад, поставил программы действующей чемпионке мира Евгении Медведевой (отказав попутно другим отечественным одиночницам). А кроме этого – пытающемуся выправить катящуюся под откос карьеру Максиму Ковтуну. Чернышев, в свою очередь, помог создать произвольный танец вице-чемпионам России Александре Степановой – Ивану Букину, а также обе программы действующим чемпионам Европы в парном катании Евгении Тарасовой – Владимиру Морозову и перспективной одиночнице Марии Сотсковой. Немало работает с россиянами в этом году итальянец Паскуале Камерленго, муж Анжелики Крыловой. Он, в частности, поставил короткую программу олимпийским чемпионам в парном катании Ксении Столбовой – Федору Климову, а также бронзовому призеру ЧМ-2016 Анне Погорилой. Не обошлось и без неожиданных коллабораций. Так, профессор Алексей Мишин привлек к работе с экс-чемпионкой мира Елизаветой Туктамышевой 33-летнего венгерского хореографа Адама Соля (Adam Solya), ранее работавшего с фигуристами Бельгии и Люксембурга. Ну а более всего удивил всех Александр Жулин, пригласив для постановки произвольного танца своим подопечным Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву признанного мастера modern dance, народного артиста Молдовы Раду Поклитару. Того самого, который ставил в Большом театре «Ромео и Джульетту», «Гамлета», «Палату №6» и который способен справиться с материалом любой эпохи и стилистики – будь то Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио Сальери, Дмитрий Шостакович, Жак Брель, Горан Брегович или Арво Пярт. То, что делает Поклитару в качестве балетмейстера, - достойно безграничного восхищения (найдите на youtube хотя бы его «Сарабанду» на музыку Генделя). Но насколько ему удастся передать свои умения Бобровой и Соловьеву, всю жизнь плывшим в русле традиционной ледовой хореографии и не замеченным в тяге к авангарду, – большой-большой вопрос. Если получится – это будет колоссальный прорыв для российских танцев на льду. В то же время, танцоры Виктория Синицина и Никита Кацалапов прибегли к услугам своего нового штатного хореографа Сергея Петухова. Произвольный танец поставлен на музыку Сергея Рахманинова (концерт № 2 для фортепиано и «Вокализ»). А их ближайшие конкуренты, Александра Степанова – Иван Букин над коротким танцем (самба и румба) тоже поработали под руководством «своего человека» - Ирины Жук. Пора возвращаться Вот мы и подошли, наконец, к животрепещущему вопросу: а что нынче ставят-то? Как выясняется, многие одиночники оставляют прошлогодние программы. Многие – возвращаются к программам прежних лет. Логика проста. Сегодня, когда битва за золото ведется на космических высотах – с обилием четверных прыжков, требующих больших физических усилий и максимальной концентрации, есть резон думать, прежде всего, об удобстве программ, а не об их творческой составляющей. Чтобы не сильно отвлекаться на то, что именно ты катаешь. Если ты сделаешь в произвольной программе три четверных и навернешься еще с двух – никого не будет волновать то, насколько точно вписаны в музыку твои движения. Тем более, что сезон – олимпийский, и цена любой ошибки возрастает четырехкратно. Пример подали великие из великих. Олимпийский чемпион Юзуру Ханю для короткой программы достал из загашника «Балладу № 1» Шопена, уже использованную двумя сезонами раньше. Правда, расстановка шагов и прыжковый набор точно будут другими. Двукратный чемпион мира Хавьер Фернандес в короткой программе вернется к музыке Чарли Чаплина (образца 2012/13). Вице-чемпион мира Сёма Уно вновь, как и пару лет назад, взял для произвольной программы фрагменты из оперы Джакомо Пуччини «Турандот». Как тут упрекнуть других, решивших идти тем же путем? Вообще, выбор музыки для программ – дело непростое, если подходить к процессу со всей серьезностью, а не тасовать содержимое условного CD-диска «Главные хиты ХХ века». Иные тренеры и хореографы ночами не спят, пытаясь отыскать своим подопечным что-нибудь незаезженное. Так, в репертуаре экс-чемпионки мира Елизаветы Туктамышевой появилось танго «Синяя рапсодия» Оскара Строка в исполнении Петра Лещенко. Китайская спортивная пара Чэн Пэн - Ян Цзинь, обратившись к национальным корням, выбрала для произвольной программы скрипичный концерт Butterfly Lovers композиторов Чэнь Ган и Хэ Чжаньхао. А их конкуренты-итальянцы остановились на не самой знаменитой сюите Tree of Life своего соотечественника-неоклассика Роберто Каччапальи. Есть и те, кто перелопачивает свежайшие шедевры мирового кинематографа. Временами получается забавно. В сезонах 2001-2003 фигурное сообщество отчаянно болело мелодией Клинта Мэнселла из «Реквиема по мечте», в 2013-2014 гг. – музыкой из фильма «Артист» Людовика Бурсе, а пару лет назад многих накрыло творчеством Александра Деспла («Гранд Отель Будапешт», «Игра в имитацию»). Нынешний сезон явно пройдет под знаком оскароносного мюзикла La La Land (композитор Джастин Гурвиц), Его фрагменты уже точно будут использованы в программах Кристины Астаховой – Алексея Рогонова, Мэдисон Чок – Эвана Бейтса и Эшли Вагнер. И есть сильное ощущение, что это далеко не предел.
Рейтинг новости: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Новости сегодня

КОММЕНТИРОВАТЬ
Комментарии для сайта Cackle


Новости сегодня
Другие виды спорта
Популярный ролик
АВТО/МОТО
Лыжные виды спорта
       

Баскетбол
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика