Погружение в Пуччини. Какие программы приготовили фигуристы в олимпийском сезоне - «Фигурное катание» » НОВОСТИ СПОРТА

 →  Погружение в Пуччини. Какие программы приготовили фигуристы в олимпийском сезоне - «Фигурное катание»

Погружение в Пуччини. Какие программы приготовили фигуристы в олимпийском сезоне - «Фигурное катание»

Максим Ковтун

До старта очередного, олимпийского
сезона в мире фигурного катания – если
взять за точку отсчета серию
Challenger
– остается около трех месяцев. И как
раз сейчас фигуристы завершают работу
над постановками своих соревновательных
программ. Что же увидит вскоре широкая
публика?


Внимание: партизаны!



Очень интересно наблюдать за тем, как
те или иные спортсмены анонсируют свои
новинки. Кто-то сразу рапортует у себя
в твиттере или фейсбуке – мол, работали
с тем-то и тем-то, поставили то-то и то-то,
будет круто. Кто-то сдает информацию в
беседе с журналистами. Ну а некоторая
часть – прежде всего, танцоры, - темнят
до последнего, до самых осенних прокатов
(если речь идет о России). Словно от
позднего озвучивания данной информации
им добавят баллов на чемпионатах мира
и Европы.



Доходит до смешного. Помнится, в сезоне
2011/12 будущие олимпийские чемпионы в
команде Елена Ильиных и Никита Кацалапов
настолько засекретили свой произвольный
танец и музыку к нему, что первое время
катали его на публике под иное музыкальное
сопровождение. Видно, чтобы враги не
догадались. Позже оказалось, что
«секретная мелодия» - это «Ave Maria»
замечательного советского
композитора-мистификатора Владимира
Вавилова (с его легкой руки приписываемая
Джулио Каччини) в исполнении Томаса
Спенсера-Уортли. Но смысла засекречивания
так никто и не понял. А продвинутая
публика задалась вопросом: чего стоит
танец, если его можно безболезненно
катать под разные мелодии?



Весело было и в сезоне 1999/2000. Тогдашние
мировые лидеры в танцах на льду Марина
Анисина – Гвендаль Пейзера (Франция) и
Анжелика Крылова – Олег Овсянников
(Россия) темнили до последнего. А когда
открыли карты – выяснилось, что оба
дуэта взяли для произвольного танца
кантату Карла Орфа Carmina Burana... До очного
противопоставления постановок, впрочем,
так и не дошло: у Крыловой обострилась
травма спины, и российская пара экстренно
закончила любительскую карьеру.



Противоположный пример – ведущие
ученики Тамары Москвиной. Юко Кавагути
и Александр Смирнов взяли за правило
обкатывать на публике новые программы
еще задолго до контрольных прокатов.
Самый удобный вариант – в ходе различных
мастер-классов и показательных
выступлений, коими межсезонье в России
и ближнем зарубежье совсем не бедно.
Весь фидбэк тут же выслушивается,
перерабатывается и идет в дело.


Чужие среди своих



Зарубежные элитные спортсмены, не
стесненные в средствах, обычно пользуются
услугами топ-хореографов. Кто-то
приглашает гениального британца
Кристофера Дина, известного своим
штучными постановками высочайшего
уровня (с ним, к примеру, сейчас сотрудничают
Алена Савченко и Брюно Массо, выступающие
за Германию). Кто-то смотрит в сторону
канадки Лори Никол, успевающей в
межсезонье «окучить» не один десяток
фигуристов, прежде всего, в Китае и США.
Быстро, качественно, дорого. У Никол,
кстати, ставила свои нынешние программы
и итальянка Каролина Костнер, тренирующаяся
в Петербурге, у Алексея Мишина.



Российские тренеры потихоньку отказываются
от давней традиции обходиться своими
штатными хореографами или же мастерами
отечественной школы балета. К делу
теперь привлекают и вчерашних звезд, и
– иногда – даже действующих спортсменов
(так, нынешним летом в наших столицах
очень востребован узбекский одиночник
Миша Ге). Пример экс-чемпиона мира в
одиночном катании Джеффри Баттла,
двукратного победителя Чемпионата
четырех континентов в танцах на льду
Петра Чернышёва или его коллеги по
амплуа, вице-чемпиона Олимпиады-2002 Ильи
Авербуха доказывает перспективность
такого сотрудничества.



Авербух вновь, как и год назад, поставил
программы действующей чемпионке мира
Евгении Медведевой (отказав попутно
другим отечественным одиночницам). А
кроме этого – пытающемуся выправить
катящуюся под откос карьеру Максиму
Ковтуну. Чернышев, в свою очередь, помог
создать произвольный танец вице-чемпионам
России Александре Степановой – Ивану
Букину, а также обе программы действующим
чемпионам Европы в парном катании
Евгении Тарасовой – Владимиру Морозову
и перспективной одиночнице Марии
Сотсковой.



Немало работает с россиянами в этом
году итальянец Паскуале Камерленго,
муж Анжелики Крыловой. Он, в частности,
поставил короткую программу олимпийским
чемпионам в парном катании Ксении
Столбовой – Федору Климову, а также
бронзовому призеру ЧМ-2016 Анне Погорилой.



Не обошлось и без неожиданных коллабораций.
Так, профессор Алексей Мишин привлек к
работе с экс-чемпионкой мира Елизаветой
Туктамышевой 33-летнего венгерского
хореографа Адама Соля (Adam
Solya), ранее работавшего с
фигуристами Бельгии и Люксембурга.



Ну а более всего удивил всех Александр
Жулин, пригласив для постановки
произвольного танца своим подопечным
Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву
признанного мастера modern dance, народного
артиста Молдовы Раду Поклитару. Того
самого, который ставил в Большом театре
«Ромео и Джульетту», «Гамлета», «Палату
№6» и который способен справиться с
материалом любой эпохи и стилистики –
будь то Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио
Сальери, Дмитрий Шостакович, Жак Брель,
Горан Брегович или Арво Пярт. То, что
делает Поклитару в качестве балетмейстера,
- достойно безграничного восхищения
(найдите на youtube хотя бы его «Сарабанду»
на музыку Генделя). Но насколько ему
удастся передать свои умения Бобровой
и Соловьеву, всю жизнь плывшим в русле
традиционной ледовой хореографии и не
замеченным в тяге к авангарду, –
большой-большой вопрос. Если получится
– это будет колоссальный прорыв для
российских танцев на льду.



В то же время, танцоры Виктория Синицина
и Никита Кацалапов прибегли к услугам
своего нового штатного хореографа
Сергея Петухова. Произвольный танец
поставлен на музыку Сергея Рахманинова
(концерт № 2 для фортепиано и «Вокализ»).
А их ближайшие конкуренты, Александра
Степанова – Иван Букин над коротким
танцем (самба и румба) тоже поработали
под руководством «своего человека» -
Ирины Жук.


Пора возвращаться



Вот мы и подошли, наконец, к животрепещущему
вопросу: а что нынче ставят-то? Как
выясняется, многие одиночники оставляют
прошлогодние программы. Многие –
возвращаются к программам прежних лет.
Логика проста. Сегодня, когда битва за
золото ведется на космических высотах
– с обилием четверных прыжков, требующих
больших физических усилий и максимальной
концентрации, есть резон думать, прежде
всего, об удобстве программ, а не об их
творческой составляющей. Чтобы не сильно
отвлекаться на то, что именно ты катаешь.
Если ты сделаешь в произвольной программе
три четверных и навернешься еще с двух
– никого не будет волновать то, насколько
точно вписаны в музыку твои движения.
Тем более, что сезон – олимпийский, и
цена любой ошибки возрастает четырехкратно.



Пример подали великие из великих.
Олимпийский чемпион Юзуру Ханю для
короткой программы достал из загашника
«Балладу № 1» Шопена, уже использованную
двумя сезонами раньше. Правда, расстановка
шагов и прыжковый набор точно будут
другими. Двукратный чемпион мира Хавьер
Фернандес в короткой программе вернется
к музыке Чарли Чаплина (образца 2012/13).
Вице-чемпион мира Сёма Уно вновь, как и
пару лет назад, взял для произвольной
программы фрагменты из оперы Джакомо
Пуччини «Турандот». Как тут упрекнуть
других, решивших идти тем же путем?



Вообще, выбор музыки для программ –
дело непростое, если подходить к процессу
со всей серьезностью, а не тасовать
содержимое условного CD-диска «Главные
хиты ХХ века». Иные тренеры и хореографы
ночами не спят, пытаясь отыскать своим
подопечным что-нибудь незаезженное.
Так, в репертуаре экс-чемпионки мира
Елизаветы Туктамышевой появилось танго
«Синяя рапсодия» Оскара Строка в
исполнении Петра Лещенко. Китайская
спортивная пара Чэн Пэн - Ян Цзинь,
обратившись к национальным корням,
выбрала для произвольной программы
скрипичный концерт Butterfly Lovers композиторов
Чэнь Ган и Хэ Чжаньхао. А их
конкуренты-итальянцы остановились на
не самой знаменитой сюите Tree of Life своего
соотечественника-неоклассика Роберто
Каччапальи.



Есть и те, кто перелопачивает свежайшие
шедевры мирового кинематографа. Временами
получается забавно. В сезонах 2001-2003
фигурное сообщество отчаянно болело
мелодией Клинта Мэнселла из «Реквиема
по мечте», в 2013-2014 гг. – музыкой из фильма
«Артист» Людовика Бурсе, а пару лет
назад многих накрыло творчеством
Александра Деспла («Гранд Отель Будапешт»,
«Игра в имитацию»). Нынешний сезон явно
пройдет под знаком оскароносного мюзикла
La La Land (композитор Джастин Гурвиц), Его
фрагменты уже точно будут использованы
в программах Кристины Астаховой –
Алексея Рогонова, Мэдисон Чок – Эвана
Бейтса и Эшли Вагнер. И есть сильное
ощущение, что это далеко не предел...


Максим Ковтун До старта очередного, олимпийского сезона в мире фигурного катания – если взять за точку отсчета серию Challenger – остается около трех месяцев. И как раз сейчас фигуристы завершают работу над постановками своих соревновательных программ. Что же увидит вскоре широкая публика? Внимание: партизаны! Очень интересно наблюдать за тем, как те или иные спортсмены анонсируют свои новинки. Кто-то сразу рапортует у себя в твиттере или фейсбуке – мол, работали с тем-то и тем-то, поставили то-то и то-то, будет круто. Кто-то сдает информацию в беседе с журналистами. Ну а некоторая часть – прежде всего, танцоры, - темнят до последнего, до самых осенних прокатов (если речь идет о России). Словно от позднего озвучивания данной информации им добавят баллов на чемпионатах мира и Европы. Доходит до смешного. Помнится, в сезоне 2011/12 будущие олимпийские чемпионы в команде Елена Ильиных и Никита Кацалапов настолько засекретили свой произвольный танец и музыку к нему, что первое время катали его на публике под иное музыкальное сопровождение. Видно, чтобы враги не догадались. Позже оказалось, что «секретная мелодия» - это «Ave Maria» замечательного советского композитора-мистификатора Владимира Вавилова (с его легкой руки приписываемая Джулио Каччини) в исполнении Томаса Спенсера-Уортли. Но смысла засекречивания так никто и не понял. А продвинутая публика задалась вопросом: чего стоит танец, если его можно безболезненно катать под разные мелодии? Весело было и в сезоне 1999/2000. Тогдашние мировые лидеры в танцах на льду Марина Анисина – Гвендаль Пейзера (Франция) и Анжелика Крылова – Олег Овсянников (Россия) темнили до последнего. А когда открыли карты – выяснилось, что оба дуэта взяли для произвольного танца кантату Карла Орфа Carmina Burana. До очного противопоставления постановок, впрочем, так и не дошло: у Крыловой обострилась травма спины, и российская пара экстренно закончила любительскую карьеру. Противоположный пример – ведущие ученики Тамары Москвиной. Юко Кавагути и Александр Смирнов взяли за правило обкатывать на публике новые программы еще задолго до контрольных прокатов. Самый удобный вариант – в ходе различных мастер-классов и показательных выступлений, коими межсезонье в России и ближнем зарубежье совсем не бедно. Весь фидбэк тут же выслушивается, перерабатывается и идет в дело. Чужие среди своих Зарубежные элитные спортсмены, не стесненные в средствах, обычно пользуются услугами топ-хореографов. Кто-то приглашает гениального британца Кристофера Дина, известного своим штучными постановками высочайшего уровня (с ним, к примеру, сейчас сотрудничают Алена Савченко и Брюно Массо, выступающие за Германию). Кто-то смотрит в сторону канадки Лори Никол, успевающей в межсезонье «окучить» не один десяток фигуристов, прежде всего, в Китае и США. Быстро, качественно, дорого. У Никол, кстати, ставила свои нынешние программы и итальянка Каролина Костнер, тренирующаяся в Петербурге, у Алексея Мишина. Российские тренеры потихоньку отказываются от давней традиции обходиться своими штатными хореографами или же мастерами отечественной школы балета. К делу теперь привлекают и вчерашних звезд, и – иногда – даже действующих спортсменов (так, нынешним летом в наших столицах очень востребован узбекский одиночник Миша Ге). Пример экс-чемпиона мира в одиночном катании Джеффри Баттла, двукратного победителя Чемпионата четырех континентов в танцах на льду Петра Чернышёва или его коллеги по амплуа, вице-чемпиона Олимпиады-2002 Ильи Авербуха доказывает перспективность такого сотрудничества. Авербух вновь, как и год назад, поставил программы действующей чемпионке мира Евгении Медведевой (отказав попутно другим отечественным одиночницам). А кроме этого – пытающемуся выправить катящуюся под откос карьеру Максиму Ковтуну. Чернышев, в свою очередь, помог создать произвольный танец вице-чемпионам России Александре Степановой – Ивану Букину, а также обе программы действующим чемпионам Европы в парном катании Евгении Тарасовой – Владимиру Морозову и перспективной одиночнице Марии Сотсковой. Немало работает с россиянами в этом году итальянец Паскуале Камерленго, муж Анжелики Крыловой. Он, в частности, поставил короткую программу олимпийским чемпионам в парном катании Ксении Столбовой – Федору Климову, а также бронзовому призеру ЧМ-2016 Анне Погорилой. Не обошлось и без неожиданных коллабораций. Так, профессор Алексей Мишин привлек к работе с экс-чемпионкой мира Елизаветой Туктамышевой 33-летнего венгерского хореографа Адама Соля (Adam Solya), ранее работавшего с фигуристами Бельгии и Люксембурга. Ну а более всего удивил всех Александр Жулин, пригласив для постановки произвольного танца своим подопечным Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву признанного мастера modern dance, народного артиста Молдовы Раду Поклитару. Того самого, который ставил в Большом театре «Ромео и Джульетту», «Гамлета», «Палату №6» и который способен справиться с материалом любой эпохи и стилистики – будь то Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио Сальери, Дмитрий Шостакович, Жак Брель, Горан Брегович или Арво Пярт. То, что делает Поклитару в качестве балетмейстера, - достойно безграничного восхищения (найдите на youtube хотя бы его «Сарабанду» на музыку Генделя). Но насколько ему удастся передать свои умения Бобровой и Соловьеву, всю жизнь плывшим в русле традиционной ледовой хореографии и не замеченным в тяге к авангарду, – большой-большой вопрос. Если получится – это будет колоссальный прорыв для российских танцев на льду. В то же время, танцоры Виктория Синицина и Никита Кацалапов прибегли к услугам своего нового штатного хореографа Сергея Петухова. Произвольный танец поставлен на музыку Сергея Рахманинова (концерт № 2 для фортепиано и «Вокализ»). А их ближайшие конкуренты, Александра Степанова – Иван Букин над коротким танцем (самба и румба) тоже поработали под руководством «своего человека» - Ирины Жук. Пора возвращаться Вот мы и подошли, наконец, к животрепещущему вопросу: а что нынче ставят-то? Как выясняется, многие одиночники оставляют прошлогодние программы. Многие – возвращаются к программам прежних лет. Логика проста. Сегодня, когда битва за золото ведется на космических высотах – с обилием четверных прыжков, требующих больших физических усилий и максимальной концентрации, есть резон думать, прежде всего, об удобстве программ, а не об их творческой составляющей. Чтобы не сильно отвлекаться на то, что именно ты катаешь. Если ты сделаешь в произвольной программе три четверных и навернешься еще с двух – никого не будет волновать то, насколько точно вписаны в музыку твои движения. Тем более, что сезон – олимпийский, и цена любой ошибки возрастает четырехкратно. Пример подали великие из великих. Олимпийский чемпион Юзуру Ханю для короткой программы достал из загашника «Балладу № 1» Шопена, уже использованную двумя сезонами раньше. Правда, расстановка шагов и прыжковый набор точно будут другими. Двукратный чемпион мира Хавьер Фернандес в короткой программе вернется к музыке Чарли Чаплина (образца 2012/13). Вице-чемпион мира Сёма Уно вновь, как и пару лет назад, взял для произвольной программы фрагменты из оперы Джакомо Пуччини «Турандот». Как тут упрекнуть других, решивших идти тем же путем? Вообще, выбор музыки для программ – дело непростое, если подходить к процессу со всей серьезностью, а не тасовать содержимое условного CD-диска «Главные хиты ХХ века». Иные тренеры и хореографы ночами не спят, пытаясь отыскать своим подопечным что-нибудь незаезженное. Так, в репертуаре экс-чемпионки мира Елизаветы Туктамышевой появилось танго «Синяя рапсодия» Оскара Строка в исполнении Петра Лещенко. Китайская спортивная пара Чэн Пэн - Ян Цзинь, обратившись к национальным корням, выбрала для произвольной программы скрипичный концерт Butterfly Lovers композиторов Чэнь Ган и Хэ Чжаньхао. А их конкуренты-итальянцы остановились на не самой знаменитой сюите Tree of Life своего соотечественника-неоклассика Роберто Каччапальи. Есть и те, кто перелопачивает свежайшие шедевры мирового кинематографа. Временами получается забавно. В сезонах 2001-2003 фигурное сообщество отчаянно болело мелодией Клинта Мэнселла из «Реквиема по мечте», в 2013-2014 гг. – музыкой из фильма «Артист» Людовика Бурсе, а пару лет назад многих накрыло творчеством Александра Деспла («Гранд Отель Будапешт», «Игра в имитацию»). Нынешний сезон явно пройдет под знаком оскароносного мюзикла La La Land (композитор Джастин Гурвиц), Его фрагменты уже точно будут использованы в программах Кристины Астаховой – Алексея Рогонова, Мэдисон Чок – Эвана Бейтса и Эшли Вагнер. И есть сильное ощущение, что это далеко не предел.
Рейтинг новости: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Новости сегодня

КОММЕНТИРОВАТЬ


Новости сегодня
Другие виды спорта
Популярный ролик
АВТО/МОТО
Лыжные виды спорта
       

Баскетбол