Три года
исполнилось проекту Российской шахматной федерации «Шахматы в школах». За это
время проект охватил уже десять регионов России. Исполнительный директор РШФ
Марк Глуховский рассказал, в чем смысл проекта и каковы его перспективы.
Сейчас
подходящее время для дискуссии – нужны ли шахматы в школе и, если нужны, в
каком формате их преподавать? Для того чтобы дискуссия велась содержательно,
нужно представлять, что уже сделано в этой сфере.
Недавно
совместному проекту Российской шахматной федерации и Благотворительного
фонда Елены и Геннадия Тимченко «Шахматы в школах»
исполнилось три года.
Очевидно, что шахматы полезны для развития детей. Они
прививают знания в игровой форме, учат ответственности за свои решения и
воспитывают уважительное отношение к соперникам. И, конечно, шахматы – самая
объективная игра на свете. В поражении всегда виноват только ты сам, а не судья
или тренер.
Преподавание
шахмат в школах отличается в зависимости от региона. В некоторых регионах
шахматы преподают в виде предмета дополнительного образования, в других – как
основной предмет. Мы пришли к выводу, что шахматы хорошо преподавать в
начальных классах и делать это в течение двух лет – во втором и третьем
классах. Для первоклашек это достаточно сложный предмет. А вот 8–9 лет –
отличный возраст, когда ребенок и восприимчив и не перегружен более серьезными
предметами.
Проект
с коллегами из Фонда Тимченко мы начинали с Псковской области. Там дееспособная шахматная
федерация. В области больше десяти лет преподавались шахматы во втором классе
во всех школах. И мы решили это поддержать, помогли оснастить школы инвентарем
и учебно-методической литературой, провели конкрус среди общеобразовательных
учреждений на лучшее преподавание шахмат, затем открыли в области центр по
обучению педагогов. Сейчас псковские учителя ездят по стране, помогают своим
коллегам, которые также хотят запустить новый предмет.
Следует
сказать, что мы приходим в регион только в том случае, если уверены в качестве
местной шахматной федерации и в желании этот проект проводить.
Для
нашей программы мы разработали специальный учебник. Изучили международный опыт
– шахматы преподают в Армении, Германии, США, Турции и многих других странах. В
итоге появился учебно-методический комплекс Владимира Барского «Шахматная
школа», который включает учебник, рассчитанный на 32 урока (по одному уроку в
неделю), рабочую тетрадь и методическое пособие для учителя. Выпустили УМК
первого года обучения, заканчиваем работу надо вторым.
У
нас есть понятный критерий, который позволяет оценить, насколько успешно
развивается проект в том или ином регионе, – это турнир «Белая ладья». Если в
какой-то области принимали участие в «Белой ладье» 10 школ, а через два года –
100, можно считать, что проект развивается успешно.
Удачное
выступление в «Белой ладье» позволяет школам накапливать дополнительные баллы.
При прохождении аттестации педагогическим коллективом эти баллы учитываются.
Это, кстати, тоже повышает интерес школы к участию в «Белой ладье». За три года
существования проекта мы увидели, как увеличилось количество школ, участвующих
в «Белой ладье».
По
нашей программе обучение шахматам проходит во втором и третьем классах.
Совершенно не обязательно, чтобы преподаватель был из начальных классов. В
одной школе не нужно больше одного преподавателя шахмат. Практически в каждой
школе есть человек из преподавательского состава, который неравнодушен к
шахматам.
После
того как он пройдет подготовку, он может заниматься с детьми. По основной
специальности он может быть учителем физики, математики или физкультуры. Вместе
с новой специализацией он получает дополнительные часы. Правда, это часы
дополнительного образования, они оплачиваются хуже, чем основные уроки. С
другой стороны, если учитель получает дополнительную квалификацию, он повышает
свой разряд, а следовательно, и зарплату.
Просто
приходить в какой-то регион и агитировать за наш проект мы считаем
неправильным. За три года он набрал популярность, необходимость в агитации
отпала; наоборот, мы выбираем желающих на конкурсной основе.
Технология
простая: региональная шахматная федерация совместно с региональным
министерством образования готовят заявку, а мы ее принимаем либо возвращаем на
доработку. Постепенно за три года мы пришли в десять регионов.
В
Москве или Питере школы предлагают множество предметов дополнительного
образования. В других регионах такого выбора нет, и они с удовольствием выбирают шахматы. Более
дешевого вида спорта не найти. Поэтому в Забайкалье, например, было очень много
желающих. Причем не только в Чите, но и
в отдаленных городках, что особенно ценно. Ведь там детям часто просто
нечем заняться.
Затем
мы включили в проект Краснодарский край и Новосибирскую область. В Ингушетии
движущей силой проекта стал чемпион Европы Эрнесто Инаркиев, который возглавляет местную федерацию. Постепенно набралось порядка 550 школ, в которых учат еще и
шахматам. Мы проводим конкрусы среди школ – участников проекта. Лучшие школы
получают компьютеры, лучшие учителя – денежные призы, школьные команды –
поездки на турниры. Мы надеемся, что со временем мы перестанем говорить о
количестве школ и будем больше внимания уделять качеству шахматного
образования.
Мы
не единственные, кто занимается «Шахматами в школах». Есть одиночки-энтузиасты,
как Игорь Геннадьевич Сухин, автор первого школьного
шахматного учебника.
В
Ханты-Мансийске давно и плодотворно занимаются обучением шахматам в школах. Там
и так все хорошо, поэтому мы туда не планируем приходить.
Своя
программа у президента шахматной федерации Московской области Сергея Нестерова. Существует фонд «Шахматы
в школах», который поддерживает президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов. Они разработали учебник, рассчитанный на четыре года
обучения. Но мы считаем, что это слишком много.
Пока
не существует единого стандарта обучения школьников нашей игре. Кстати.
Минобразования недавно ввело третий урок физкультуры. И вот здесь уроки шахмат
могут очень помочь, потому что не требуют больших дополнительных затрат.
Думаю,
в течение ближайших лет появятся некие
стандарты преподавания шахмат в школах – при нынешнем активном спросе на
шахматы это было логичным и естественным шагом. Хотелось бы, чтобы эти
стандарты основывались на практике, которая уже существует.
Лично я не являюсь сторонником обязательного
преподавания шахмат в школе. Мне кажется, что управляющий совет каждой школы
сам может решать, нужно ли вводить обязательные уроки или следует оставить
шахматы в качестве предмета дополнительного образования.
Свежие новости российского и мирового спорта, аналитика, интервью, статистика, фото и видео. Блоги звездных спортсменов и тренеров, сообщества ...
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на наш сайт. → Защита прав и правила Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
При копировании материалов для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
«Новости мира спорта» © Мы транслируем с 2011 года. «НОВОСТИ СПОРТА». Все права защищены.
Разработка — kino-nowosti.org.ua