"Настоящего создателя кино попросту забыли" » НОВОСТИ СПОРТА

 →  "Настоящего создателя кино попросту забыли"

Режиссер Дэвид Уилкинсон о сенсационной британской документалке «Первый фильм»
30 октября на Фестивале нового британского кино показывают — в присутствии автора — «Первый фильм», настоящую документальную сенсацию, раскрывающую личность подлинного изобретателя кино и окружающую его тайну. Режиссер картины Дэвид Уилкинсон рассказал «Ленте.ру», почему мы ничего не знаем о Луи Ле Пренсе.
Документалка Дэвида Уилкинсона — подлинная сенсация, которая не шумит громче только из-за независимости собственного происхождения и силы стереотипов, царящих в киноиндустрии. Ветеран кино (45 лет в актерстве, продюсировании и кинопрокате) и патриот Йоркшира, Уилкинсон будто сыщик расследует распространенный на его родине в Лидсе миф о том, что кино изобрели не Люмьеры или Эдисон, а живший здесь француз Луи Ле Пренс.
За полтора часа «Первого фильма» не только автор, но и любой зритель убедится в том, что это вовсе не локальное заблуждение, а правда, подтверждаемая патентом, свидетельствами и сопровождаемая первой в истории кино трагедией. Ле Пренс бесследно исчез за несколько дней до первого публичного показа снятых им фильмов — куски трех из них сохранились. В общем, слишком правдоподобны доказательства, слишком все сходится — учебники истории кино теперь придется переписать.
"Настоящего создателя кино попросту забыли"

Фото: Guerilla Films
1/2
«Лента.ру»: К своему стыду, я ничего не знал о Луи Ле Пренсе, пока не посмотрел «Первый фильм».
Дэвид Уилкинсон: Это не страшно. Я недавно представлял фильм на фестивале в Генте, и в первом ряду на показе сидел человек из Индии, который меня пристыдил: «Не понимаю, зачем вы сняли это кино. Абсолютно все знают, кто такой Луи Ле Пренс». Но это не так! Я снял для фильма 87 человек, которые работают в киноиндустрии, спросив у каждого, знают ли они о Ле Пренсе. Только один ответил положительно — и то он не знал, что Ле Пренс снял первый фильм в истории, знал его только как фотографа. Поэтому я и стал работать над этим кино. Может быть, в индийских киношколах о Ле Пренсе и рассказывают. Но в Великобритании — точно нет.
В России — тоже. Почему, как вам кажется, имя Ле Пренса киноистория почти не сохранила? Почему он не получил признания, даже когда ушли из бизнеса компании Эдисона и Люмьеров, очевидно, всюду продвигавшие своих создателей как изобретателей кино?
Я думаю, его попросту забыли. История помнит только победителей. И Эдисон, и Люмьеры заработали на кино уйму денег, за ними стояли целые PR-команды, которые продвигали их первенство. Конечно же, в их интересах было представлять именно себя создателями, пионерами этой индустрии. А имена тех, кто был менее удачлив, оказались вычеркнуты. Историю кино пишут два типа людей. Те, кто работает в кино и рассказывает об этом. И те, кто, как вы, пишет о кино, тем самым внося свой вклад в историю этого искусства. А поскольку Луи Ле Пренс был первым, то написать о нем просто-напросто было некому — ни журналистов, ни критиков, пишущих о кино, еще не существовало.
"Настоящего создателя кино попросту забыли"

Фото: Guerilla Films
Единственная причина, по которой мы вообще знаем о Ле Пренсе, — то, что работавший с ним Э. Килберн Скотт написал посвященный Ле Пренсу памфлет. Именно благодаря этому памфлету о Ле Пренсе узнали. Не будь его — он был бы, скорее всего, забыт напрочь. Но Скотт писал уже спустя 40 лет — и у кинематографа за это время сложилась определенная история, изобретателями уже были провозглашены другие люди.
Вы задумали фильм о Ле Пренсе еще 30 лет назад. Почему приступить к работе над ним получилось только в середине 2000-х?
Я искал финансирование — и не находил его. Просто потому, что в производящих документальное кино компаниях, например, в BBC, никто мне не верил. Интернета тогда еще не было. А ни в одной киноэнциклопедии 1980-х, по крайней мере, британских, Ле Пренс даже не упоминался. Эдисон, Люмьеры — да. Уильям Фриз-Грин, еще один из пионеров кино, фигурировал в сносках — и то, может быть, всего в одной или двух книгах. И все. Так что я не находил понимания — те, кому я предлагал взяться за кино, были уверены, что я все выдумал сам. Поэтому я в итоге решил сделать все самостоятельно, как продюсер и сценарист. Но так и не смог найти режиссера, который бы питал к этой истории такую же страсть, что и я. Так что и снимать пришлось самому — и довольно быстро возникло решение войти в кадр, стать также и ведущим, чтобы с помощью фильма докопаться до правды и доказательств. И таким образом взять с собой в это путешествие, в это расследование и зрителей. Я узнавал новые детали и факты в процессе съемок (работавшие со мной исследователи и историки открывали их для себя раньше, но я специально просил все важное мне не рассказывать, придержать до момента, когда включится камера). Это было очень интересно — и получилось так во многом потому, что у нас толком не было бюджета.
"Настоящего создателя кино попросту забыли"

Фото: Guerilla Films
Многие из тех, с кем вы обсуждаете Ле Пренса в фильме, говорят, что его судьба и трагедия настолько увлекательны, что он кажется чуть ли не вымышленным персонажем, буквально просится в игровое кино. Как вам кажется, чем именно завораживает история Ле Пренса?
Вот что интересно — многие зрители, которые не были в курсе его судьбы и только видели трейлер, потом говорили мне, что долго были уверены: они смотрят мокьюментари, а я все придумал. Как Вуди Аллен в «Зелиге». Потому что они не знали о Ле Пренсе раньше. Это удивительная судьба, как ни крути. Чего стоит только история его исчезновения? Что до меня, то во многом я был заворожен Ле Пренсом. Ведь я из Лидса, где про него никогда не забывали. В Лидсе есть мемориальная доска в его честь, местные киноманы о нем помнят. И я во многом хотел отомстить за все те годы, когда над нами, жителями Лидса, из-за уверенности в первенстве Ле Пренса насмехались, считая, будто мы просто хотим привлечь к городу внимание.
«Первый фильм» в принципе во многом смотрится как признание в любви Лидсу.
Это правда. Когда я пытался выбить финансирование у городского совета, то так им и говорил: «Это будет признание в любви Лидсу, первый фильм, придуманный, снятый и посвященный городу со времен Луи Ле Принса». Они просто рассмеялись и не дали мне ни пенни, сказав, что я мелодраматизирую и никакой валентинкой Лидсу это кино не станет. Поэтому здорово, что вы это почувствовали — именно любовь к городу я в фильм и вкладывал.
"Настоящего создателя кино попросту забыли"

Фото: Guerilla Films
Что касается трагического финала судьбы Ле Пренса... Как вам кажется, что с ним случилось?
Честно говоря, я так и не смог прийти к однозначному ответу. Нет достаточных доказательств ни одной из теорий — ни версии о вызванном патентными войнами убийстве, ни версии об убийстве из-за конфликта с братом. Версия с самоубийством наиболее правдоподобна — но, опять же, есть сомнения и в ней.
Если судьба самого Ле Пренса, как вы и говорите в фильме, — первая трагедия в истории кино, то случившаяся через два года гибель его сына Адольфа, который снимался в его роликах, — в сущности, трагедия первой в истории кинозвезды.
А ведь вы правы! Как я не додумался до этого сам! Я должен был вставить эту фразу в фильм (смеется). Это и правда первая трагическая гибель в истории кинозвезд. Никаких доказательств нет, но вообще, в этом случае я как раз уверен, что это было убийство. Адольф был в Америке, он выступал на судах по поводу патентов в пользу своего покойного отца — и рано или поздно добился бы своего: все доказательства у него имелись. Тогда бы Эдисону и другим пришлось платить семье Ле Пренса — причем очень большие деньги. А, как мы все знаем, Эдисон не гнушался ничем.

Режиссер Дэвид Уилкинсон о сенсационной британской документалке «Первый фильм» 30 октября на Фестивале нового британского кино показывают — в присутствии автора — «Первый фильм», настоящую документальную сенсацию, раскрывающую личность подлинного изобретателя кино и окружающую его тайну. Режиссер картины Дэвид Уилкинсон рассказал «Ленте.ру», почему мы ничего не знаем о Луи Ле Пренсе. Документалка Дэвида Уилкинсона — подлинная сенсация, которая не шумит громче только из-за независимости собственного происхождения и силы стереотипов, царящих в киноиндустрии. Ветеран кино (45 лет в актерстве, продюсировании и кинопрокате) и патриот Йоркшира, Уилкинсон будто сыщик расследует распространенный на его родине в Лидсе миф о том, что кино изобрели не Люмьеры или Эдисон, а живший здесь француз Луи Ле Пренс. За полтора часа «Первого фильма» не только автор, но и любой зритель убедится в том, что это вовсе не локальное заблуждение, а правда, подтверждаемая патентом, свидетельствами и сопровождаемая первой в истории кино трагедией. Ле Пренс бесследно исчез за несколько дней до первого публичного показа снятых им фильмов — куски трех из них сохранились. В общем, слишком правдоподобны доказательства, слишком все сходится — учебники истории кино теперь придется переписать. Фото: Guerilla Films 1/2 «Лента.ру»: К своему стыду, я ничего не знал о Луи Ле Пренсе, пока не посмотрел «Первый фильм». Дэвид Уилкинсон: Это не страшно. Я недавно представлял фильм на фестивале в Генте, и в первом ряду на показе сидел человек из Индии, который меня пристыдил: «Не понимаю, зачем вы сняли это кино. Абсолютно все знают, кто такой Луи Ле Пренс». Но это не так! Я снял для фильма 87 человек, которые работают в киноиндустрии, спросив у каждого, знают ли они о Ле Пренсе. Только один ответил положительно — и то он не знал, что Ле Пренс снял первый фильм в истории, знал его только как фотографа. Поэтому я и стал работать над этим кино. Может быть, в индийских киношколах о Ле Пренсе и рассказывают. Но в Великобритании — точно нет. В России — тоже. Почему, как вам кажется, имя Ле Пренса киноистория почти не сохранила? Почему он не получил признания, даже когда ушли из бизнеса компании Эдисона и Люмьеров, очевидно, всюду продвигавшие своих создателей как изобретателей кино? Я думаю, его попросту забыли. История помнит только победителей. И Эдисон, и Люмьеры заработали на кино уйму денег, за ними стояли целые PR-команды, которые продвигали их первенство. Конечно же, в их интересах было представлять именно себя создателями, пионерами этой индустрии. А имена тех, кто был менее удачлив, оказались вычеркнуты. Историю кино пишут два типа людей. Те, кто работает в кино и рассказывает об этом. И те, кто, как вы, пишет о кино, тем самым внося свой вклад в историю этого искусства. А поскольку Луи Ле Пренс был первым, то написать о нем просто-напросто было некому — ни журналистов, ни критиков, пишущих о кино, еще не существовало. Фото: Guerilla Films Единственная причина, по которой мы вообще знаем о Ле Пренсе, — то, что работавший с ним Э. Килберн Скотт написал посвященный Ле Пренсу памфлет. Именно благодаря этому памфлету о Ле Пренсе узнали. Не будь его — он был бы, скорее всего, забыт напрочь. Но Скотт писал уже спустя 40 лет — и у кинематографа за это время сложилась определенная история, изобретателями уже были провозглашены другие люди. Вы задумали фильм о Ле Пренсе еще 30 лет назад. Почему приступить к работе над ним получилось только в середине 2000-х? Я искал финансирование — и не находил его. Просто потому, что в производящих документальное кино компаниях, например, в BBC, никто мне не верил. Интернета тогда еще не было. А ни в одной киноэнциклопедии 1980-х, по крайней мере, британских, Ле Пренс даже не упоминался. Эдисон, Люмьеры — да. Уильям Фриз-Грин, еще один из пионеров кино, фигурировал в сносках — и то, может быть, всего в одной или двух книгах. И все. Так что я не находил понимания — те, кому я предлагал взяться за кино, были уверены, что я все выдумал сам. Поэтому я в итоге решил сделать все самостоятельно, как продюсер и сценарист. Но так и не смог найти режиссера, который бы питал к этой истории такую же страсть, что и я. Так что и снимать пришлось самому — и довольно быстро возникло решение войти в кадр, стать также и ведущим, чтобы с помощью фильма докопаться до правды и доказательств. И таким образом взять с собой в это путешествие, в это расследование и зрителей. Я узнавал новые детали и факты в процессе съемок (работавшие со мной исследователи и историки открывали их для себя раньше, но я специально просил все важное мне не рассказывать, придержать до момента, когда включится камера). Это было очень интересно — и получилось так во многом потому, что у нас толком не было бюджета. Фото: Guerilla Films Многие из тех, с кем вы обсуждаете Ле Пренса в фильме, говорят, что его судьба и трагедия настолько увлекательны, что он кажется чуть ли не вымышленным персонажем, буквально просится в игровое кино. Как вам кажется, чем именно завораживает история Ле Пренса? Вот что интересно — многие зрители, которые не были в курсе его судьбы и только видели трейлер, потом говорили мне, что долго были уверены: они смотрят мокьюментари, а я все придумал. Как Вуди Аллен в «Зелиге». Потому что они не знали о Ле Пренсе раньше. Это удивительная судьба, как ни крути. Чего стоит только история его исчезновения? Что до меня, то во многом я был заворожен Ле Пренсом. Ведь я из Лидса, где про него никогда не забывали. В Лидсе есть мемориальная доска в его честь, местные киноманы о нем помнят. И я во многом хотел отомстить за все те годы, когда над нами, жителями Лидса, из-за уверенности в первенстве Ле Пренса насмехались, считая, будто мы просто хотим привлечь к городу внимание. «Первый фильм» в принципе во многом смотрится как признание в любви Лидсу. Это правда. Когда я пытался выбить финансирование у городского совета, то так им и говорил: «Это будет признание в любви Лидсу, первый фильм, придуманный, снятый и посвященный городу со времен Луи Ле Принса». Они просто рассмеялись и не дали мне ни пенни, сказав, что я мелодраматизирую и никакой валентинкой Лидсу это кино не станет. Поэтому здорово, что вы это почувствовали — именно любовь к городу я в фильм и вкладывал. Фото: Guerilla Films Что касается трагического финала судьбы Ле Пренса. Как вам кажется, что с ним случилось? Честно говоря, я так и не смог прийти к однозначному ответу. Нет достаточных доказательств ни одной из теорий — ни версии о вызванном патентными войнами убийстве, ни версии об убийстве из-за конфликта с братом. Версия с самоубийством наиболее правдоподобна — но, опять же, есть сомнения и в ней. Если судьба самого Ле Пренса, как вы и говорите в фильме, — первая трагедия в истории кино, то случившаяся через два года гибель его сына Адольфа, который снимался в его роликах, — в сущности, трагедия первой в истории кинозвезды. А ведь вы правы! Как я не додумался до этого сам! Я должен был вставить эту фразу в фильм (смеется). Это и правда первая трагическая гибель в истории кинозвезд. Никаких доказательств нет, но вообще, в этом случае я как раз уверен, что это было убийство. Адольф был в Америке, он выступал на судах по поводу патентов в пользу своего покойного отца — и рано или поздно добился бы своего: все доказательства у него имелись. Тогда бы Эдисону и другим пришлось платить семье Ле Пренса — причем очень большие деньги. А, как мы все знаем, Эдисон не гнушался ничем.
Рейтинг новости: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Новости сегодня

КОММЕНТИРОВАТЬ
Комментарии для сайта Cackle


Новости сегодня
Другие виды спорта
Популярный ролик
АВТО/МОТО
Лыжные виды спорта
       

Баскетбол
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика