Геннадий Горбунов: Когда кризис, Туктамышева приходит ко мне - «Фигурное катание» » НОВОСТИ СПОРТА

 →  Геннадий Горбунов: Когда кризис, Туктамышева приходит ко мне - «Фигурное катание»

Геннадий Горбунов: Когда кризис, Туктамышева приходит ко мне - «Фигурное катание»
Известный спортивный психолог Геннадий Горбунов – о Туктамышевой и Медведевой, Загитовой и Коляде.

«ПЕРЕКЛЮЧИЛСЯ НА ПСИХОПЕДАГОГИКУ, ХОТЯ ТОГДА И НЕ ЗНАЛ, ЧТО ЭТО МОЖНО ТАК НАЗВАТЬ»

– Несколько лет назад вы говорили, что у нас очень слабая практическая психология спорта. Сейчас ситуация изменилась?
– Изменилась – в ФМБА (Федеральном медико-биологическом агентстве. – Прим. ред.) появилось отдел медико-психологического обеспечения (МПО) спортивных сборных команд РФ. Это был большой сдвиг. Сотрудники этого отделения работают в сборных командах страны. Когда все это начиналось, мне присылали программы. Это была все-таки сплошная психофизиология и диагностика. Но ведь диагностика – это лишь первая стадия. А дальше нужно двигаться вперед, помогать спортсмену. Не может же врач установить диагноз и на этом закончить свою работу. К сожалению, так работали многие психологи, ограничиваясь общими, скупыми, безадресными рекомендациями. Как реликвию, а в некотором смысле, и как юмор храню рекомендации сорокалетней давности, сформулированные сотрудниками научно-исследовательского института накануне Олимпийских игр 1980 года. Но сейчас многое изменилось – и психофизиология и психология приобретают новые практически очень полезные очертания.

– Вас приглашали в ФМБА прочитать лекции?
– В прошлом году я прочел 16 лекций для сотрудников отдела МПО. Это был фактически обмен опытом моей многолетней работы в качестве практического психолога спорта, изложенный в структуре психопедагогики. Конечно, там есть место и психодиагностике. Я ведь тоже, как большинство психологов, начинал с психодиагностики. Когда я первый раз оказался в качестве психолога на сборах со сборной Ленинграда, которая готовилась к Спартакиаде народов СССР 1971 года, у меня с собой был большой баул с различными приборами, бланками, опросниками. Но после двух сборов и соревнований я понял, что это все никому не нужно. Вернулся домой и забросил этот баул на антресоли, и сказал себе: «Горбунов, если ты продолжишь этим заниматься, я тебя перестану уважать». Стал разрабатывать методы воздействия и влияния, организовал кабинет психорегуляции. И я, фактически, перешел в психопедагогику, хотя к этому термину я пришел только в середине 80-х годов, в ходе размышлений над названием книги, где был изложен мой опыт практического психолога и содержание авторского курса « Психологическое обеспечение спортивной деятельности» .

– Чем вы занимались на тех сборах, если это оказалось никому не нужно?
– Я исследовал психические состояния и свойство личности. И в контрасте стал использовать аутогенную тренировку. И сравнение оказалось, безусловно, в пользу психорегуляции. У спортсменов мало времени, чтобы с ними заниматься только психодиагностикой. Им нужно, чтобы вы оперативно установили их потребности и начинали действовать, помогать, то есть влиять на спортсмена. Поэтому я повторю одну и ту же мысль: психологов нужно учить не только методам психодиагностики, когда информация идет от спортсмена к психологу. Необходимо еще владеть разнообразными методам влияния и воздействия, когда нужная информация идет уже от психолога к спортсмену. И тут уже целое море знаний и умений. И личностные особенности психолога помогают ему выбрать из это кладезя методов те, которые оказываются для него наиболее эффективными в работе со спортсменами.


«КОНСТАНТИНОВА И КОЛЯДА – ОГРОМНЫЕ ТАЛАНТЫ»

– Какие федерации сейчас к вам обращаются за консультациями?
– Я всегда работал не в игровых видах спорта. Правда, был у меня период работы с Павлом Садыриным, когда он возглавлял «Зенит».

В последнее время я работаю с федерациями плавания и фигурного катания. С пловцами я работаю в Петербурге, дистанционно, и на сборах на озере Круглом перед ответственными международными соревнованиями. А с моими двумя подопечными фигуристами – Станиславой Константиновой и Михаилом Колядой в прошлом году побывал на чемпионате мира.

– Как их охарактеризуете?
– На мой взгляд, они самые талантливые фигуристы, которых я когда-либо видел. И Стася и Миша – потрясающие спортсмены именно с точки зрения хореографии, фигурного катания как искусства. Некоторые тонкости их прокатов, когда они катаются в кайф, просто завораживают Но фигурное катание –это все же не балет. Это спорт, где главным становятся прыжки. Но «Нельзя запрячь в одну коляску коня и трепетную лань». А фигурное катание этого требует. Вот и усредняй тренер. А психофизиологические закладки для двух частей этого спорта разные.

– Хотя бы скажите, как вы с ними работаете?
– Сейчас я не езжу на соревнования, в моем возрасте это уже тяжело. В период соревнований работаю с ними дистанционно. Хожу на их тренировки, иногда работаем в специальном кабинете. Но чаще ребята просто приходят ко мне домой.

– И все-таки я должен уточнить одну вещь про ваших ребят, а ваше дело отвечать или нет. Константинова и Коляда катают хорошо только одну программу – либо короткую, либо произвольную. Это же явно от психологии идет?
– К сожалению, это так. Это вовсе не секрет, хорошо известны и тренерам и психологам научные и эмпирические факты, объясняющие это. Я много говорю об этом и в лекциях, и в беседах. Это одна из самых распространенных, и самых сложных проблем психологии спорта. Методически она многоступенчата, ориентирована на разные уровни управления в системе психорегуляции: личностные, психологическия состояний и нервно-психические особенности. И по объективным причинам далеко не всегда проблема может быть решена кардинально. Просто систематическая работа значительно увеличивает вероятность позитивного исхода. Особенно если есть возможность провести со спортсменом сеанс секундирования перед выходом на старт. В плавании я провел сотни таких сеансов. Вы задаете вопрос касается Стаси и Миши. Но это всеобщая проблема, и не только спорта. Раскрытие этой темы, конечно, не для газетной статьи. Но один нюанс я все же изложу

Есть такой закон Парето (эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето. – Прим. ред.), он больше применяется в бизнесе. У этого закона есть следствия, которые очень хорошо отражает тренерскую деятельность. Одно из следствие гласит, что большинство удачных событий обусловлено действием небольшого числа высокопроизводительных сил; большинство неприятных связано с действием небольшого числа высокодеструктивных сил. Вот на результат в спорте нередко и влияют даже мельчайшие деструктивные, либо конструктивные факторы.

– Можете пояснить?
– Допустим четыре года тренер и спортсмен готовились к Олимпиаде. Проделали огромный объем работы. И вот перед самым стартом, в предельно напряженной ситуации, тренер говорит что-нибудь типа: «Ты уж соберись, мы столько сил с тобой вложили для победы. Учти, у тебя последний шанс». И это может оказаться маленьким деструктивным фактором. Достигнутый спортсменом баланс собранности, мобилизации – раскованности, раскрепощенности может быть нарушен. А тренеры, даже высокого уровня, допускают ошибки в соревнованиях довольно часто. У меня есть перечень этих ошибок. В специальных занятиях с тренерами я уже много лет (особенно перед крупными соревнованиями) я их раскрываю, и даже иногда провожу практическое занятие. Хорошо бы их опубликовать в газете «Советский спорт».

– А пример конструктивного фактора?
– Вы его можете даже не заметить. Недавний пример из плавания. Был чемпионат мира, и один из наших великих пловцов не смог выйти в финал: 8 и 9 результаты оказались одинаковыми. Понятно, переплыв на попадание в финал. Я с ним не работал. Еще перед Олимпиадой в Лондоне мы решили, что моя помощь ему не нужна. У него действительно сильный, бойцовский характер. У нас хорошие взаимоотношения. Он бывает на моих коллективных мероприятиях. Но не на индивидуальных. И вот он идет на переплыв, я иду ему навстречу. И на ходу, не останавливаясь, я говорю какую-то коротенькую фразу. После этого он попадает в финал, затем завоевывает медаль.

После чемпионата корреспондент спросил, что же ему помогло. «Мне помог психолог», – ответил пловец.

Спустя какое-то время, при первой же встрече, я ему сказал, что не заметил никакого психолога на этих соревнованиях. Так кто же тебе помог?

– Так вы же – ответил он

– Но я же с тобой не работал.

– Но как же. Вы проходя сказали мне пару слов, прямо перед моим выходом на заплыв. И мне это очень помогло.

– И что я тебе сказал?

– Не помню.

Самое интересное, что я тоже не помню. Интуитивный выброс. Образец мелкого конструктивного фактора.

«РЕЗУЛЬТАТ ДЕЛАЕТСЯ НА ДВУХ ЭМОЦИЯХ – РАДОСТИ И ГНЕВЕ»

– Про ваших говорить нельзя, тогда давайте поговорим про других. У Евгении Медведевой явный спад. Есть ли здесь психологические проблемы?
– В основном, конечно, психология. Но мне очень не нравится, когда про такой тонкий вид спорта берутся писать в интернете все, кому не лень. Причем часто не с добром. Как они это все выдерживают? Я всегда говорю: «Ребята, старайтесь не читайте эти гадости в интернете». Правда, тем, у кого уже зависимость от соц.сетей, эту рекомендацию давать сложно, да и не всегда полезно.

– И все-таки, что скажете по поводу Медведевой?
– Думаю, здесь много факторов, комплекс которых мало кому известен. Тем более мне, никогда не вступавшим в контакт ни со спортсменом, ни с тренером. Кто знает тонкости душевных импульсов таких неординарных личностей, но почему-то их пути разошлись. Расстались, как мне кажется, не так, как должны расставаться ученик и тренер. Конечно, мне судить сложно на основании того, что пишут в СМИ. Но мне приходилось многократно «разруливать» подобного рода ситуации. И начинал я всегда со одной старой морально-этической истины: спортсменом (тренером) можешь ты не быть, но человеком быть обязан. И об этом я должен был прочитать хотя бы в одном интервью.

– Чтобы вы посоветовали Евгении?
– Здесь очень много тонкостей. Я вам выше говорил про деструктивный фактор. Многое зависит от того, как ее встретит публика на соревнованиях, что она будет читать, с кем общаться, будет ли рядом с ней человек, способный ненавязчиво помочь ей и т.д.

Но могу для Жени привести один пример Юлии Ефимовой на Олимпиаде в Рио. Перенесла болезнь, плюс постоянный прессинг со стороны допинг-служб. Девчонку задергали и допустили к Играм в самый последний момент. И я вам скажу мое мнение, хотя и спорное: если б ее так не душили, она бы не выиграла два серебра. Результат делается на двух эмоциях: настоящий энергетический выброс дает радость и гнев. Вот на гневе Юлия и получила этот дополнительный энергетический импульс . Но для этого надо иметь соответствующую нервно-психическую организацию, что является редким исключением. А Юля – кремень, как сказал после олимпиады один из ее товарищей. А на радости человек может горы свернуть. Посмотрите прокаты некоторых фигуристов: солнце в голове, песня в сердце! Он не катается, а летит, как птица. На этот счет у меня есть блок специальных внушений. А если человек только пришел в себя после болезни или травмы, никакой радости нет. Плохое самочувствие, боль… Он катается на одной воле. И тут совсем другие установки.

Кстати, пловцам перед их отъездом на чемпионат мира я так и говорил: вы едете на праздник. А праздник это – солнце в голове и песня в сердце Но на финише – багровая ярость, спортивная злость. Я всех порву! Попробуйте это сочетать. Радость и гнев в одном флаконе.

– Этот совет и к Медведевой относится?
– Конечно. Если она в самой тяжелой ситуации соберется, может откатать даже не очень некрасиво, но за счет воли – победить.

«ЧТО С ЗАГИТОВОЙ? А КУДА ДЕЛАСЬ ЛИПНИЦКАЯ?»

– Алина Загитова в 15 лет выиграла Олимпиаду, хотя фавориткой все-таки была Медведева. И сейчас у нее очень сложный сезон. Может, все это внимание, навалившееся на нее в результате большой победы, надломило ее?
– Вы касаетесь такого фундаментального вопроса. А где предыдущие наши девочки-героини? Где Юля Липницкая? Эти юные девочки не выдерживает накала подобных ситуации. Об этом много написано

– Липницкая не выдержала тяжелого бремени славы, огромного давления?
– До конца ответить на это вопрос никто не сможет. Бывают моменты, когда все идет хорошо, у спортсмена есть цель, он все делает для ее достижения. И тут в какой-то момент он начинает воспринимать окружающий мир, что все не так. Потому что у него все шло в спорт, а остальная жизнь проходила стороной. И он постепенно теряет ощущение радости пребывания в спорте, он не игрок, а каторжник. И человек, который прошел такие тяжелые испытания в спорте, пытает вернуться, а для него это уже не в радость, это уже каторга. Нервная система у него в таком состоянии, что он не может собраться. Здесь нужна совершенно особая система подготовки этого человека к его новому состоянию. И это уже конкретная работа с человеком, которая должна учитывать все условия жизни. У меня в книге есть особый раздел по этому поводу – отношение к спортивной жизни вообще – как части спортивного характера.

– Представим фантастический сценарий. Звонит вам Этери Тутберидзе и говорит: «Геннадий Дмитриевич, приезжайте, посмотрите, разберитесь с проблемами Загитовой». Возьметесь?
– Мне приятно, что вы мне позвонили и мы беседуем дистанционно. Но, к сожалению, я уже не смогу куда-то поехать и работать. Мое состояние сейчас не такое, что бы браться за такую миссию. С Загитовой, конечно, нужно беседовать, очень долго и подробно. А это очень, очень напряженная работа.

Тем более ехать и заниматься таким серьезным делом, сейчас не для меня. Это же сложнейшая раскрутка, там столько тонкостей. И еще одно: чтобы раскрутить это, человек должен быть со мной абсолютно откровенен.

У меня на визитке написано Personal Coach. У него две заповеди. Первая – абсолютная конфиденциальность. Все, кто со мной работают, знают, что я никогда никому нигде ничего не скажу. И вторая – coach никогда не дает советов. Чем он больше дает советов, тем ниже его квалификация. Советы дают психотерапевты, психологи, педагоги. Сoach советов не дает. Он направляет, приводит метафоры, примеры, иллюстрации и пр. Побуждает человека самого принять решение и самого нести ответственность за принятое решение.

«ВНУТРИ ТУКТАМЫШЕВОЙ СИДИТ БОЕЦ»

– Недавно федерация фигурного катания определилась с третьей участницей чемпионата мира. В Японию поедет Евгения Медведева. На это вторая претендентка на поездку Елизавета Туктамышева отреагировала записью в инстаграме: «Во мне убили маленькую наивную девочку, но я еще вернусь». Вернется?
– Я эти ее слова многократно прочитал. Лиза недавно была у меня по другому вопросу. Она в период кризиса либо приходит ко мне, либо звонит по телефону. Думаю, она еще заглянет ко мне, мы с ней побеседуем.

А по поводу решения федерации. В свое время меня спросили насчет Евгения Плющенко. Помните, как перед Олимпиадой в Сочи кто только не полоскал Плющенко? Я тогда сказал: «Стране нужны герои. В Америке, например, один из героев, это Элвис Пресли. А почему у нас не может быть Плющенко? Он подходил по всем категориям».

– И все-таки, хотел бы уточнить по поводу решения федерации…
– Руководители знают, что нужно…Тем более, что это было коллективное решение. Тут как в судействе на соревнованиях – имел место субъективный фактор. Но мне было сразу ясно, что это будет страшнейший конфликт. Он еще только начинается. Но надо быть готовыми к этому, это спорт. А спорт – это что? Жесточайший, естественный отбор людей по ряду показателей. Например, по критериям – умный, добрый, сильный и честный. А в спорте частенько первым словом становится сильный. Надо «держать» нагрузку и хроническую – в тренировках, и острую – в соревнованиях, и психологическую в любой момент спортивной жизни.

– Вы сказали, что давно знаете Туктамышеву. Она человек со стержнем? Верите, что вернется?
– С Лизой я работал еще перед юношескими Олимпийскими играми 2012 года. Любые прогнозы в спорте дело неблагодарное. Отвечаю: Я верю А то, что она написала, это ее такие проявления. У Лизы есть то, что я люблю в спортсменах, особенно в спортсменках. Как так – на хвост наступили! Сразу поджимаются губки: да я же тут. Я Туктик, вы чего ребята?! Это боец внутри нее сидит.

– Но Лизе 22 года, а тут уже девочки поджимают…
– Да. Сейчас эти девочки как выскачут со своими четверными прыжками. И что тут будет? Начнется катавасия.

– Девочки выдержат взрослые игры?
– Это то, о чем я начал говорить. Тут уже в основном будет нужна особая психопедагогика. Но этого куска в моей книге нет, потому что именно подобных ситуаций не было в моей практике. Все будет определять сила нервной системы, о чем уже шла речь выше.

Если в примитивном образе представить нервную систему в виде сечения электропровода, то у одного человека это сечение толстое, он может выдержать высочайшее напряжение, а у другого – тонкое.

– Нервную систему можно натренировать?
– Какую нервную систему Боженька нам дал, такая и будет. Провод то можно заменить, а нервную систему нет. Другое дело, что во многих случаях, чем сильнее нервная система у фигуристов, тем ниже чувствительность. А чувствительность – это хореография.

– Все поняли, о чем мы говорим…
Конечно. Вот пример в виде иллюстрации. Все идет хорошо, спортсменка выдерживает нагрузку и физическую и психологическую. Но вот появляется маленький деструктивный фактор. Мы можем его заметить, а можем и не заметить. И спортсменка, как крайний вариант, уходит из спорта после поисков и терзаний. Вроде бы все было нормально. И вдруг… Да не вдруг.

Как в нашей метафоре про электропроводку. Включено много приборов, все работает, система держит нагрузку. Но кто-то включил настольную лампу – и пробки перегорают. Спортсмены так и говорят: «перегорел». Да все в спорте знают про «львов» и «кроликов». Можно один раз грубо, оскорбительно отругать «кролика» и потерять его навсегда.


Известный спортивный психолог Геннадий Горбунов – о Туктамышевой и Медведевой, Загитовой и Коляде. «ПЕРЕКЛЮЧИЛСЯ НА ПСИХОПЕДАГОГИКУ, ХОТЯ ТОГДА И НЕ ЗНАЛ, ЧТО ЭТО МОЖНО ТАК НАЗВАТЬ» – Несколько лет назад вы говорили, что у нас очень слабая практическая психология спорта. Сейчас ситуация изменилась? – Изменилась – в ФМБА (Федеральном медико-биологическом агентстве. – Прим. ред.) появилось отдел медико-психологического обеспечения (МПО) спортивных сборных команд РФ. Это был большой сдвиг. Сотрудники этого отделения работают в сборных командах страны. Когда все это начиналось, мне присылали программы. Это была все-таки сплошная психофизиология и диагностика. Но ведь диагностика – это лишь первая стадия. А дальше нужно двигаться вперед, помогать спортсмену. Не может же врач установить диагноз и на этом закончить свою работу. К сожалению, так работали многие психологи, ограничиваясь общими, скупыми, безадресными рекомендациями. Как реликвию, а в некотором смысле, и как юмор храню рекомендации сорокалетней давности, сформулированные сотрудниками научно-исследовательского института накануне Олимпийских игр 1980 года. Но сейчас многое изменилось – и психофизиология и психология приобретают новые практически очень полезные очертания. – Вас приглашали в ФМБА прочитать лекции? – В прошлом году я прочел 16 лекций для сотрудников отдела МПО. Это был фактически обмен опытом моей многолетней работы в качестве практического психолога спорта, изложенный в структуре психопедагогики. Конечно, там есть место и психодиагностике. Я ведь тоже, как большинство психологов, начинал с психодиагностики. Когда я первый раз оказался в качестве психолога на сборах со сборной Ленинграда, которая готовилась к Спартакиаде народов СССР 1971 года, у меня с собой был большой баул с различными приборами, бланками, опросниками. Но после двух сборов и соревнований я понял, что это все никому не нужно. Вернулся домой и забросил этот баул на антресоли, и сказал себе: «Горбунов, если ты продолжишь этим заниматься, я тебя перестану уважать». Стал разрабатывать методы воздействия и влияния, организовал кабинет психорегуляции. И я, фактически, перешел в психопедагогику, хотя к этому термину я пришел только в середине 80-х годов, в ходе размышлений над названием книги, где был изложен мой опыт практического психолога и содержание авторского курса « Психологическое обеспечение спортивной деятельности» . – Чем вы занимались на тех сборах, если это оказалось никому не нужно? – Я исследовал психические состояния и свойство личности. И в контрасте стал использовать аутогенную тренировку. И сравнение оказалось, безусловно, в пользу психорегуляции. У спортсменов мало времени, чтобы с ними заниматься только психодиагностикой. Им нужно, чтобы вы оперативно установили их потребности и начинали действовать, помогать, то есть влиять на спортсмена. Поэтому я повторю одну и ту же мысль: психологов нужно учить не только методам психодиагностики, когда информация идет от спортсмена к психологу. Необходимо еще владеть разнообразными методам влияния и воздействия, когда нужная информация идет уже от психолога к спортсмену. И тут уже целое море знаний и умений. И личностные особенности психолога помогают ему выбрать из это кладезя методов те, которые оказываются для него наиболее эффективными в работе со спортсменами. «КОНСТАНТИНОВА И КОЛЯДА – ОГРОМНЫЕ ТАЛАНТЫ» – Какие федерации сейчас к вам обращаются за консультациями? – Я всегда работал не в игровых видах спорта. Правда, был у меня период работы с Павлом Садыриным, когда он возглавлял «Зенит». В последнее время я работаю с федерациями плавания и фигурного катания. С пловцами я работаю в Петербурге, дистанционно, и на сборах на озере Круглом перед ответственными международными соревнованиями. А с моими двумя подопечными фигуристами – Станиславой Константиновой и Михаилом Колядой в прошлом году побывал на чемпионате мира. – Как их охарактеризуете? – На мой взгляд, они самые талантливые фигуристы, которых я когда-либо видел. И Стася и Миша – потрясающие спортсмены именно с точки зрения хореографии, фигурного катания как искусства. Некоторые тонкости их прокатов, когда они катаются в кайф, просто завораживают Но фигурное катание –это все же не балет. Это спорт, где главным становятся прыжки. Но «Нельзя запрячь в одну коляску коня и трепетную лань». А фигурное катание этого требует. Вот и усредняй тренер. А психофизиологические закладки для двух частей этого спорта разные. – Хотя бы скажите, как вы с ними работаете? – Сейчас я не езжу на соревнования, в моем возрасте это уже тяжело. В период соревнований работаю с ними дистанционно. Хожу на их тренировки, иногда работаем в специальном кабинете. Но чаще ребята просто приходят ко мне домой. – И все-таки я должен уточнить одну вещь про ваших ребят, а ваше дело отвечать или нет. Константинова и Коляда катают хорошо только одну программу – либо короткую, либо произвольную. Это же явно от психологии идет? – К сожалению, это так. Это вовсе не секрет, хорошо известны и тренерам и психологам научные и эмпирические факты, объясняющие это. Я много говорю об этом и в лекциях, и в беседах. Это одна из самых распространенных, и самых сложных проблем психологии спорта. Методически она многоступенчата, ориентирована на разные уровни управления в системе психорегуляции: личностные, психологическия состояний и нервно-психические особенности. И по объективным причинам далеко не всегда проблема может быть решена кардинально. Просто систематическая работа значительно увеличивает вероятность позитивного исхода. Особенно если есть возможность провести со спортсменом сеанс секундирования перед выходом на старт. В плавании я провел сотни таких сеансов. Вы задаете вопрос касается Стаси и Миши. Но это всеобщая проблема, и не только спорта. Раскрытие этой темы, конечно, не для газетной статьи. Но один нюанс я все же изложу Есть такой закон Парето (эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо Парето. – Прим. ред.), он больше применяется в бизнесе. У этого закона есть следствия, которые очень хорошо отражает тренерскую деятельность. Одно из следствие гласит, что большинство удачных событий обусловлено действием небольшого числа высокопроизводительных сил; большинство неприятных связано с действием небольшого числа высокодеструктивных сил. Вот на результат в спорте нередко и влияют даже мельчайшие деструктивные, либо конструктивные факторы. – Можете пояснить? – Допустим четыре года тренер и спортсмен готовились к Олимпиаде. Проделали огромный объем работы. И вот перед самым стартом, в предельно напряженной ситуации, тренер говорит что-нибудь типа: «Ты уж соберись, мы столько сил с тобой вложили для победы. Учти, у тебя последний шанс». И это может оказаться маленьким деструктивным фактором. Достигнутый спортсменом баланс собранности, мобилизации – раскованности, раскрепощенности может быть нарушен. А тренеры, даже высокого уровня, допускают ошибки в соревнованиях довольно часто. У меня есть перечень этих ошибок. В специальных занятиях с тренерами я уже много лет (особенно перед крупными соревнованиями) я их раскрываю, и даже иногда провожу практическое занятие. Хорошо бы их опубликовать в газете «Советский спорт». – А пример конструктивного фактора? – Вы его можете даже не заметить. Недавний пример из плавания. Был чемпионат мира, и один из наших великих пловцов не смог выйти в финал: 8 и 9 результаты оказались одинаковыми. Понятно, переплыв на попадание в финал. Я с ним не работал. Еще перед Олимпиадой в Лондоне мы решили, что моя помощь ему не нужна. У него действительно сильный, бойцовский характер. У нас хорошие взаимоотношения. Он бывает на моих коллективных мероприятиях. Но не на индивидуальных. И вот он идет на переплыв, я иду ему навстречу. И на ходу, не останавливаясь, я говорю какую-то коротенькую фразу. После этого он попадает в финал, затем завоевывает медаль. После чемпионата корреспондент спросил, что же ему помогло. «Мне помог психолог», – ответил пловец. Спустя какое-то время, при первой же встрече, я ему сказал, что не заметил никакого психолога на этих соревнованиях. Так кто же тебе помог? – Так вы же – ответил он – Но я же с тобой не работал. – Но как же. Вы проходя сказали мне пару слов, прямо перед моим выходом на заплыв. И мне это очень помогло. – И что я тебе сказал? – Не помню. Самое интересное, что я тоже не помню. Интуитивный выброс. Образец мелкого конструктивного фактора. «РЕЗУЛЬТАТ ДЕЛАЕТСЯ НА ДВУХ ЭМОЦИЯХ – РАДОСТИ И ГНЕВЕ» – Про ваших говорить нельзя, тогда давайте поговорим про других. У Евгении Медведевой явный спад. Есть ли здесь психологические проблемы? – В основном, конечно, психология. Но мне очень не нравится, когда про такой тонкий вид спорта берутся писать в интернете все, кому не лень. Причем часто не с добром. Как они это все выдерживают? Я всегда говорю: «Ребята, старайтесь не читайте эти гадости в интернете». Правда, тем, у кого уже зависимость от соц.сетей, эту рекомендацию давать сложно, да и не всегда полезно. – И все-таки, что скажете по поводу Медведевой? – Думаю, здесь много факторов, комплекс которых мало кому известен. Тем более мне, никогда не вступавшим в контакт ни со спортсменом, ни с тренером. Кто знает тонкости душевных импульсов таких неординарных личностей, но почему-то их пути разошлись. Расстались, как мне кажется, не так, как должны расставаться ученик и тренер. Конечно, мне судить сложно на основании того, что пишут в СМИ. Но мне приходилось многократно «разруливать» подобного рода ситуации. И начинал я всегда со одной старой морально-этической истины: спортсменом (тренером) можешь ты не быть, но человеком быть обязан. И об этом я должен был прочитать хотя бы в одном интервью. – Чтобы вы посоветовали Евгении? – Здесь очень много тонкостей. Я вам выше говорил про деструктивный фактор. Многое зависит от того, как ее встретит публика на соревнованиях, что она будет читать, с кем общаться, будет ли рядом с ней человек, способный ненавязчиво помочь ей и т.д. Но могу для Жени привести один пример Юлии Ефимовой на
Рейтинг новости: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Новости сегодня

КОММЕНТИРОВАТЬ


Новости сегодня
Другие виды спорта
Популярный ролик
АВТО/МОТО
Лыжные виды спорта
       

Баскетбол