В гостях у
«Советского спорта» побывали триумфаторы
завершившегося в Гонконге первенства
планеты по велотреку - Дарья Шмелева и
Денис Дмитриев. Чемпионы мира рассказали
о всех видах допинга в велоспорте,
криминальных случаях в Колумбии, о том,
из чего делаются треки, о «радужных»
комбинезонах и многом другом.
- Денис, вам долгое
время не удавалось выиграть чемпионат
мира. Сейчас, когда выиграли золото,
груз с души упал?
- Денис Дмитриев
(ДД): Да,
пожалуй, эта победа стала самой важной
в карьере. На чемпионатах мира до этого
у меня было серебро и бронза, на Олимпиаде
я стал лишь третьим, хотя мог бороться
за победу. Плюс ко всему, в велосипедном
спорте высшая награда чемпионата мира
очень ценится. Чемпион носит «радужную»
майку, в которой выступает весь следующий
год на тех дистанция, которые выиграл.
Это очень почетно в велосипедном мире.
- А что произойдет,
если чемпион мира будет выступать в
своей форме?
- Дарья Шмелева
(ДШ): В таком
случае спортсмена штрафуют. Вот только
не помню на сколько. По-моему штраф в
районе 1000 евро.
- ДД: Не
буду врать, размер штрафа не знаю, но
такое действительно может произойти.
Чемпионский комбинезон надевается
только в тех дисциплинах, в которых ты
выиграл золото. Даша, например, выступает
в трех дисциплинах, а «радужную» майку
будет надевать только в двух – командном
спринте и дистанции 500 м, т.е. остальные
виды программы она будет ехать в
комбинезоне сборной России. Тут можно
запутаться.
- ДШ: Но
это только в сезоне после чемпионата
мира. Если хочешь и дальше в «радужном»
комбинезоне кататься, придется защищать
титул.
- В Гонконге на
чемпионате мира было много зрителей на
трибунах?
- ДШ: В
этом плане нужно отдать должное китайской
публике. Они очень любят велоспорт,
поэтому все трибуны были заполнены. В
основном они болели за своих, но если
призовые места занимали спортсмены из
других стран, то встречали их также
тепло – кричали, поздравляли, хлопали.
- Это связано с
тем, что очень многие в стране передвигаются
на велосипедах?
- ДШ: Китайцы
в этом плане вообще молодцы. Когда мы
были на сборах в Гуанчжоу, каждый день
наблюдали, как местное население делает
зарядку. У них традиция
– все вместе
должны встать, потянуться, сделать
физические упражнения. А велосипеды
там широко используются, как средство
передвижения. Местные жители могут
взять их везде – они валяются чуть ли
не посреди улицы. При этом все велосипеды
одинаковые – желтого цвета, у каждого
есть номер и штрих-код, который можно
считать с помощью мобильного телефона
и потом оплатить поездку. То есть
население использует их как такси.
- А где самые
лучшие болельщики для трековика?
- ДД: Болельщики
везде хорошие, а самые дикие – в Колумбии.
В хорошем смысле. Хотя и в нехорошем –
тоже. У меня лично не было проблем, но
было много «веселых» историй у знакомых.
Например, такая: во время соревнований
из гостиницы до трека все добирались
на велосипедах. Так вот, один спортсмен
подсказал своему коллеге, как добраться
до дома коротким путем, срезав через
рынок. И тот последовал совету. В итоге
на них набросилась какая-то детвора,
сбила одного парня с велосипеда, при
этом пока кто-то из налетчиков оттаскивал
его в сторону, другие размахивали мачете
перед лицами спортсменов. Все произошло
очень быстро, пока ребята вставали,
отряхивались, вызывали полицию, вся
толпа рассосалась по переулкам, и спустя
пару мгновений уже никого не было. Это
было в Кали, входящем в тройку самых
опасных городов мира. Но мне все равно
Колумбия очень нравится – из-за
болельщиков. Если тебе удается их
завоевать, они будут с тобой до конца.
- В одном из
интервью Денис сравнил состояние
велогонщика после финиша спринтерского
заезда с клинической смертью. Дарья, вы
согласны с этим?
- ДШ: На
самом деле, я уже привыкла к этим
ощущениям. После финиша у тебя резко
начинается спазм во всех мышцах, особенно
седалищных. Вроде бы надо педали крутить,
но ты не можешь это делать, тебя буквально
сковывает. Раньше я очень тяжело это
переносила. В детстве проезжала дистанцию,
а после финиша могла упасть в траву и
лежать там, скрючившись от боли. Начинало
отпускать только минут через пять. Но
спустя 10 лет научилась с этим справляться
и теперь не падаю и даже могу улыбаться
после финиша… Через боль, конечно.
- Вы говорили,
что в Гонконге трек был очень вязким.
Что это значит?
- ДШ: Существует
поверье, что в зависимости от климатических
условий состояние трека может меняться.
Первый раз в Гонконге мы были зимой, и
тогда мне было очень тяжело, создавалось
ощущение, будто колеса вязнут в песке.
А когда мы приехали туда весной, трек
«расцвел» - он показался таким быстрым!
После этого пошли отличные результаты.
- Треки до сих
пор делают из натуральных материалов?
- ДД: Как
правило, из сибирской лиственницы.
Считается, что это самое крутое полотно.
Его всегда кладут, если хотят сделать
хороший велодром. Волокна сибирской
лиственницы располагаются в одном
направлении, и это помогает лучше
набирать скорость. Кроме того, при
падении на это покрытие меньше опасность
собрать большую занозу, а даже если это
случается, то с ней ничего не происходит
– она не распухает и не нарывает.
- ДШ: Да,
один мой знакомый полгода вытаскивал
из себя кусочки дерева после падения.
- ДД: У
меня, например, была большая заноза в
боку и, в принципе, от нее можно было
избавиться хирургическим путем, но
врачи сказали, что останется шрам. В
итоге, я решил оставить все, как есть, а
через какое-то время потрогал это место
и почувствовал, что кусочек дерева начал
размягчаться. Через год там уже не
чувствовалось ничего, видимо мой организм
успешно переработал породу.
- Денис, это
правда, что на раз вы ногами выжимали
платформу с весом 800 кг?
- ДД: Да,
в жиме ногами лежа у меня рекорд 846 кг.
- Собираетесь
добраться до 1000 кг?
- ДД: Надеюсь,
что тонну подниму уже в следующем году.
- Дарья, а вы
сколько жмете?
- ДШ: А
я делаю другое упражнение – приседаю
со штангой. Свой рекорд я установила
перед этим чемпионатом мира – 125 кг. Но
я знаю результаты моих соперниц, мне до
них расти и расти. Там девушки в приседе
берут по 150-160 кг. Я вообще не понимаю,
как под этим весом можно хотя бы стоять!
- Как к вам
относятся коллеги в связи с последними
допинговыми скандалами?
- ДД: Велосипедисты
достаточно интеллигентный народ,
поэтому, когда вся шумиха началась, нас
наоборот поддерживали. Конечно, был
страх перед Рио, что мы приедем в
Олимпийскую деревню, и будут косые
взгляды. Но ближе к Играм, мне начали
писать иностранные спортсмены, с которыми
я соревнуюсь, спрашивали – как дела,
едем мы ли мы на Олимпиаду. Все искренне
радовались, когда узнавали, что у нас
все в порядке, и мы будем стартовать.
- Допинг-офицеры
стали более пристально за вами следить?
- ДД: Да,
я это почувствовал на себе. В прошлом
году было несколько неприятных случаев,
когда человек очень нагло себя вел - как
будто я преступник, а он ведет меня на
прогулку чуть ли не пинками. Учитывая,
что мы – спринтеры, народ достаточно
вспыльчивый, мне просто хотелось ему
двинуть по морде.
- А что, есть
разница в характере между спринтерами
и стайерами?
- ДД: Да,
конечно, сразу предупреждаю, спринтеры
– абсолютно сумасшедший народ. Стайеры
же очень спокойные – они стартуют, а
финиш у них только через 6 часов, поэтому
во всем стараются быть экономными. Даже
разговаривают медленно. Меня достаточно
трудно вывести из себя в обычной жизни,
но если выводят, то потом не отдаю себе
отчет.
- Когда последний
раз дрались?
- ДД: По-настоящему,
наверное, в школе. С тех пор так и не
доводилось. Хотя был один случай, когда
я был близок к этому. Дело было в
Александрии на Украине - я долго ездил
по району на машине в поисках банкомата,
а когда нашел, резко остановился и не
глядя открыл дверь, в итоге, машина,
которая ехала сзади была вынуждена
резко свернуть и выехать на встречку.
Это был классический джип из фильмов
про 90-е, оттуда вылезли два бугая и
двинулись в мою сторону, предъявляя
претензии, но я понимал, что был неправ,
поэтому сразу извинился. Их это искренне
удивило, в итоге, парни развернулись,
пожелали удачи и поехали дальше.
- Существуют ли
какие-то технические хитрости, чтобы
сделать велосипед быстрее?
- ДД: Велосипед
– это сугубо индивидуальный инструмент,
который собирается и подгоняется под
каждого спортсмена вплоть до мельчайших
деталей.
- ДШ: Поэтому
единственной хитростью может быть
максимальное уменьшение его веса. Но
минимальный вес велосипеда регламентирован
– 6,8 кг.
- ДД: Ну
и последние 3-4 года набирает популярность
механический допинг – некоторые
спортсмены пытаются устанавливать на
велосипеды электромоторы или другие
устройства, которые помогают набирать
и поддерживать скорость. Поэтому у нас
всегда возникает куча вопросов, когда
велосипедисты сборной Великобритании,
которые ничего не показывают в ходе
сезона, резко выстреливают и забирают
все медали на Олимпиадах. Они, конечно,
потом рассказывают в прессе о том, что
нашли новые методики восстановления,
для отвода глаз.
- ДШ: В
том же Рио наши тренеры на тренировках
засекали время британок и, судя по тем
результатам, они никак не могли
претендовать на медали, но потом выходили
на старт квалификации и привозили всем
серьезные отрывы, занимая первые строчки
протоколов. Все на это смотрели и
спрашивали: «Как?».
- Куда же смотрит
технический контроль?
- ДД: Технический
контроль существует, и я думал, что в
Рио точно появится какой-нибудь сканнер,
который будет просвечивать велосипеды,
как в аэропортах. Но в итоге был инспектор
с планшетом, которым он водил по
велосипеду, а на экране высвечивались
какие-то непонятные показатели…
Президентом
Международного союза велосипедистов
является англичанин Брайан Куксон.
Руководитель технического комитета
кто? Правильно, тоже англичанин. Вот и
делайте выводы.
- Как сделать
так, чтобы велотрек стал более популярным
в нашей стране?
- ДД: Мне
кажется, что надо популяризировать его
с помощью медиа, стараться подробнее
освещать все крупные старты, проводить
побольше соревнований у нас в стране,
а для этого надо построить хорошие
велотреки. Сейчас стандарт велотрека
в мире – 250 м. У нас в Москве трек 333 м, в
Туле - открытый бетонный тоже 333 м, но на
нем можно кататься только, когда тепло.
В Санкт-Петербурге один из лучших
велодромов в стране – 250 м, но он частный
и там не всегда готовы предоставить
сборной удобное время для занятий. В
Омске построили относительно неплохой
трек, но не создали никакой инфраструктуры
– там нет ни нормального спортзала, ни
простой велодорожки, чтобы покататься.
На этом все. В России нет даже центра
подготовки для сборной.
- ДШ: Молодежь
надо чем-то заинтересовывать. А чем?
Построили в Воронеже трек, но он маленький
– 200 м, т.е. даже меньше стандарта. Там
нет смысла проводить соревнования.
- Бывший мэр
Лондона Борис Джонсон ездил на работу
на велосипеде. Быть может, нашим политикам
тоже стоит начать крутить педали, чтобы
сделать велоспорт более популярным?
- ДД: Это
было бы здорово! Для Москвы этот вопрос
очень актуален. Прошлым летом мы с
друзьями проехали на велосипедах по
великолепному маршруту. Собрались в
Крылатском, доехали до Пушкинской, там
остановились попить кофе, потом двинулись
на Красную площадь, оттуда по набережной
доехали до Парка Победы, далее на
смотровую площадку возле МГУ, в общем,
получили нереальное удовольствие! Но,
когда едешь, понимаешь, что в Москве, по
сравнению с многими зарубежными городами,
тем же Лондоном, на велосипеде очень
трудно передвигаться. Нет ничего – ни
нормальных велодорожек, ни велопарковок.
Мне кажется, что если постараться и
сделать нашу столицу более удобной для
катания, то многие люди пересядут с
машин на велосипеды.
«ХОЧУ ВЛАДЕТЬ
ВЕЛОСИПЕДОМ, КАК КОПЫЛОВ»
До Дениса Дмитриева
последним отечественным чемпионом мира
в спринте был Сергей Копылов. Денис
поделился своей историей о знаменитом
спортсмене.
- Копылов невероятно
владел велосипедом! Чего только стоит
фотография, облетевшая весь мир, где
после победы на чемпионате мира он едет
по треку на заднем колесе и в одной руке
держит букет цветов. Это был просто
фурор! Про Копылова существует масса
баек. Рассказывают, что однажды на сборах
его остановил милиционер за то, что он
пересек дорогу в неположенном месте.
Вызвали тренеров, а чтобы Копылов не
уехал, милиционер снял переднее колесо
с велосипеда. Но, как вы понимаете,
Копылова это не остановило – когда
милиционер отошел, он просто укатил на
заднем колесе. У милиционера глаза на
лоб полезли!
Стыдно признаться,
но трюк с ездой на заднем колесе я не
могу повторить, хотя и пытался. Он,
кстати, довольно опасный, потому что
есть вариант перевернуться на спину.
Свежие новости российского и мирового спорта, аналитика, интервью, статистика, фото и видео. Блоги звездных спортсменов и тренеров, сообщества ...
Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на наш сайт. → Защита прав и правила Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
При копировании материалов для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
«Новости мира спорта» © Мы транслируем с 2011 года. «НОВОСТИ СПОРТА». Все права защищены.
Разработка — kino-nowosti.org.ua